Так началась Торопецко-Холмская операция
Бойцы отбивали по четыре-пять атак за день. Атаки немцев разбивались о стойкость советских воинов, тщательно готовившихся к тому, чтобы вырвать инициативу из рук врага и нанести ему решительный удар. Бойцы ждали этого дня. И вот это день наступил. 9 января наши части предприняли наступление. Каждый боец с этого дня начал жить новым лозунгом:
— Вперед, на запад!
Полные несокрушимой воли к победе, бойцы лавиной устремились на врага. Натиск был столь стремительным, что немцы не успели опомниться, бежали, бросая военное имущество, вооружение, боеприпасы. Достаточно сказать, что части генерала Еременко за 10-12 дней наступления прошли на запад свыше 100 километров, освободили сотни населенных пунктов, в том числе города Пено, Андреаполь, Торопец и важную железнодорожную станцию Старая Торопа. Заняв эту станцию, наши части перерезали важнейшую линию коммуникации противника, железную дорогу Великие Луки — Ржев.
Сегодня мы можем говорить лишь о первых итогах операции на этом участке Северо-Западного фронта. Но и эти итоги чрезвычайно показательны. В городе Пено разгромлены части кавалерийской бригады СС «Мертвая голова». В боях за деревню Переходовец уничтожен батальон 416-го пехотного полка. Под Андреаполем и в районе деревни Охват полностью разгромлены 189-й немецкий пехотный полк 81-й дивизии, крупный разведотряд «СС» и санитарная рота.
В боях за город Торопец немцы потеряли два пехотных полка, 591-й
отдельный усиленный батальон, остатки 301-го пехотного полка и 253-й пехотной дивизии, отряды полевой жандармерии, полиции и кавалерийскую группу «СС». Потери немцев убитыми на этом участке фронта превышают 9900 человек.
Мощный удар по врагу нанесли бойцы майора Андреева во взаимодействии с бойцами майора Назаренко. Они очистили от немцев подступы к городу Пено. Перед бойцами Андреева была поставлена задача освободить от врага 18 населенных пунктов. Они с честью выполнили эту задачу.
Вдоль южной и юго-восточной окраин города Пено немцы выстроили дзоты. Они продолжали спешно возводить новые укрепления. Наша разведка точно выявила мероприятия немцев. Сделано это было не совсем обычно. Подразделениям старшего лейтенанта Кузнецова и младшего лейтенанта Мишкина, командира конной разведки, было приказано захватить рабочих, строящих немецкие укрепления. Эта задача была выполнена. Рабочие с радостью рассказали о плане немецких сооружений, о расположении их. Бойцы Андреева ворвались в Пено с той стороны, откуда немцы их совсем не ждали. Немцы бросились бежать, оставив склады и всю материальную часть.
Когда противник отходил из Пено, он старался увезти с собой обоз из 87 подвод. Разведывательное подразделение лейтенанта Цветкова зашло в тыл отступающему врагу и встретило немцев огнем. Командир отделения Поляков и сержант Прилепин врезались на лыжах в отступающий немецкий обоз, вскочили на повозку с пулеметом и повернули немецкий пулемет против убегающего врага. Они убили несколько сот фашистов. Все подводы остались на месте. У города Пено было захвачено свыше 300 лошадей.
Наши части продолжали стремительно продвигаться к городу Андреаполю. Обтекая узлы обороны врага, они незамеченными подошли к городу. В одну ночь наши бойцы делали переходы по 25 километров в лесу, прокладывая тропы в глубоком снегу. Красноармейцы, командиры, политработники дрались самоотверженно, не щадя своей жизни. Разведчик Мишкин с коноводом врезался в немецкое расположение и захватил обоз. У села Рогово подразделения капитана Копшева и старшего лейтенанта Кондратченко били врага до последнего патрона. Наконец, патроны кончились. Доставить их сюда в этот момент было невозможно. Тогда командиры приняли решение: перевооружиться, взять с убитых немцев (их было 230) винтовки и бить врага из немецких винтовок, используя запасы немецких патронов. К вечеру немцы были выбиты из своего логова, а ночью наши части ворвались в Андреаполь.
Бои за Андреаполь поучительны во многих отношениях. Наши бойцы проявили исключительное мужество и отвагу. Немцы минировали все подходы к городу, возвели множество долговременных укреплений. Но и на этот раз решительность, находчивость и маневренность частей Красной Армии не дали немцам возможности воспользоваться этими укреплениями. Наши бойцы двинулись в обход города с двух сторон.
Подразделения Назаренко и Дурьева – с севера, подразделения Андреева – с юго-востока. Бойцы шли по целине, лесом, по пояс в снегу, преодолели таким образом 30 километров и незамеченными для немцев появились у самого города.
Этот марш был настолько неожиданный для немцев, что фашистская авиация, кружа над нашими частями, принимала их за свои войска и не тревожила.
Из Андреаполя немцы бежали, бросив не только огромное количество машин, артиллерии, но и склады армейского значения. Оставлено свыше 1100 бочек горючего, десятки тысяч банок норвежских консервов, мука и другие продукты. 150 вагонов с боеприпасами. Немцы оставили здесь даже 10 000 литров французских вин и водки.
Захватив Андреаполь, не давая опомниться врагу, наши части преследовали его вплоть до Торопца. Этот значительный транспортный узел был также укреплен неприятелем.
Наши бойцы и тут применил хитрость. Подразделение майора Назаренко двинулось вначале прямо на линию немецких укреплений. Создалась видимость лобового натиска. Увидев это, немцы стали подтягивать сюда силы. Но наши бойцы пошли в обход Торопца с юга. В то же время другие подразделения предприняли обход с северо-востока.
Красноармейцы прокладывали себе дорогу незаметно для врага, в самых труднопроходимых местах.
Немцы до того растерялись, что не успели даже использовать свою артиллерию. Захватив вокзал и железнодорожное депо, наши части со всех сторон рванулись к центру города и в течение нескольких часов очистили его от врага. Улицы Торопца буквально забиты вражескими автомашинами, повозками, орудиями, трупами лошадей и немецких солдат.
Из статьи А. КУЗНЕЦОВА
(Газета «Известия» от 24 января 1942 г.)