Вот ведь как получается: то, что когда-то нам не успели рассказать о своих подвигах наши героические прадеды, деды и отцы, сегодня за них это делает Интернет.
Нажал несколько раз на «мышь», и вот он – пожелтевший от времени оригинал наградного листа.



А ведь, сколько их, солдат Великой Отечественной войны, осталось навечно лежать в сырой земле, не дожив до вручения орденов и медалей, заслуженных на поле боя.
Наш земляк Михаил Павлович Серебряков отправился на фронт бить проклятых фрицев в мае 1942 года, как только ему исполнилось восемнадцать. Крепкий, коренастый парнишка невысокого роста со временем приглянулся танкистам. А спустя ровно три года, в качестве старшего моториста-регулировщика 2-го батальона 153 тяжелого танко-самоходного Смоленского Краснознаменного ордена Кутузова 2-й степени полка старшина Серебряков ворвался на своей машине в горящий Берлин.
О тяжелых буднях танкиста Михаила Серебрякова всего лишь в двух словах рассказывает пункт под №8 наградного листа:
«Ранения и контузии в Отечественной войне, л/ранен 27.9.42 г., л/ранен 5.2.43 г., ожог 1 ст. 15.11.44 г., л/ранен 17.1. 45 года».
Вернувшись к мирной жизни, Михаил Павлович никогда не любил рассказывать о войне, хотя День Победы считал своим главным праздником и всегда обязательно присоединялся к дружной колонне осташковских ветеранов, чтобы отдать дань памяти тем, кто погиб на фронтах Великой Отечественной, защищая честь и свободу Родины.
О том, что Михаил Павлович мог заживо сгореть в танке, еще при его жизни каким-то образом узнала его соседка, и вот, спустя тридцать с лишним лет, она решила через газету «Селигер» напомнить о подвиге нашего земляка. И, конечно же, пользуясь различными литературными приемами, можно было бы легко приукрасить его, дав волю своим журналистским фантазиям. Но в данном случае мне вновь хочется вернуться к наградному листу, подписанному командиром 2-го батальона капитаном Гуровым 27 апреля 1946 года в Берлине, где, встретив День Победы, продолжал военную службу старшина Серебряков.
«13. Краткое, конкретное изложение боевого подвига или заслуг.
Участвуя на фронтах Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками с августа 1942 года в составе 358-й стрелковой дивизии минометчиком в должности наводчика, им лично было уничтожено до 20 немецко-фашистских захватчиков и 2 пулеметные точки.
В составе 116 танковой бригады в должности радиста-пулеметчика с 30 ноября 1943 года по 27 февраля 1945 года тов. Серебряков участвовал в 4 танковых атаках в составе экипажа танка, который уничтожил до 3 артиллерийских батарей и 30 немецко-фашистских захватчиков. На этой должности был ранен и получил ожог 1 степени и выбыл из части.
За время Отечественной войны был 4 раза ранен и в настоящее время имеет одну справку о ранении. За время мирной учебы имеет ряд благодарностей за отличную боевую и политическую подготовку. С должности замкового, как лучший отличник, был переведен на должность старшего моториста-регулировщика.
Как участник Великой Отечественной войны и отличник боевой и политической подготовки достоин правительственной награды – ордена «Отечественной войны 2-й степени».
Однако приказом № 0278, подписанным 4 мая 1946 года командующим 19-й гвардейской механизированной Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии в городе Хемниц от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшина Михаил Павлович Серебряков был награжден орденом Красной Звезды.
Тронуло меня за душу и благодарственное письмо командования, направленное в Осташков на имя матери Серебрякова.
«Уважаемая Екатерина Тимофеевна Серебрякова. Командование подразделения, в котором служит Ваш сын Михаил, шлет Вам свой фронтовой привет и поздравляет с Днем 25-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции.
… Сообщая кратко о подвигах Вашего сына, мы благодарим Вас за то, что вы воспитали такого мужественного и храброго воина, каким является Михаил. И мы уверены, что общими усилиями фронта и тыла добьемся, что 1942 год станет годом окончательного разгрома немецких захватчиков!»
Но, как видим, поставить точку в тяжелой и кровопролитной борьбе командиры-оптимисты явно поторопились.
Вернувшись в 1947 году к мирной жизни в город Осташков, Михаил Павлович Серебряков пришел на работу в локомотивное депо. Окончил курсы машинистов.
Через некоторое время его любимая сестра Надежда, работавшая на почте, познакомила брата-фронтовика со своей лучшей подругой Клавдией, с которой в 1950 году Михаил справил свадьбу, трех дочерей вырастил.
Железной дороге Серебряков посвятил 36 лет трудовой биографии, изрядно пополнив при этом багаж своих наград. К боевым орденам и медалям «За отвагу», «За боевые заслуги» и другим в 1973 году добавился орден «Трудового Красного Знамени», многочисленные ведомственные знаки.
Умер Михаил Павлович Серебряков скоропостижно 21 ноября 1984 года, на Михайлов день, в год своего шестидесятилетия. Ему бы ещё жить да жить. Но не выдержало сердце ветерана. Подвело его.
Осташковские железнодорожники долгим тревожным гудком тепловоза проводили в последний путь своего верного друга, человека с большой буквы, настоящего героя войны.
Память о нём вместе с наградами бережно хранит дочь Серебрякова Вера Михайловна Комарова. Хранит, не понимая наших законов, которые разделили на два фронта наших ветеранов, сражавшихся за одну и ту же Победу. Участникам войны, умершим после 1991 года, бесплатный памятник от Министерства обороны положен, а иным – нет. И, похоже, суть этого странного закона даже в год 70-летия Победы ей толком объяснить никто не может.

Олег СЕВЕРОВ

Добавить комментарий