Как организовано дистанционное обучение в школах округа?

Как известно, образовательные учреждения в России в начале апреля перешли на дистанционную форму обучения. Спустя две недели мы решили узнать, как приживается «удаленка» в школах Осташковского городского округа.

— С шестого апреля все школы переведены на дистанционную форму, — говорит начальник отдела образования администрации Иван Извеков. – Два дня занятия шли в тестовом режиме, теперь уроки даются и проводится контроль знаний обучаемых в соответствии с образовательными планами. Каждое учреждение выбирает свои методы, интернет-платформы и каналы для связи с учащимися и их семьями. Давайте узнаем, как поставлена работа на примере сельской и городской школ.

Первая остановка – Совхозовская школа, Сиговка. Современное здание со свежим ремонтом, строгая пропускная система, возле дежурного – санитайзер. Нас встречает молодой директор Анастасия Свистакова. Из кабинета неожиданно доносится голос учителя, дающего урок. Но может, это показалось?!

— Нам непросто было включиться в дистанционную форму, — начала разговор Анастасия Юрьевна. — Было важно изучить возможности учащихся: восемь деревень, разное качество интернет-сигнала, наличие гаджетов или отсутствие, несколько школьников в семье и так далее; все это постарались учесть. Как строится образовательный процесс? Используется несколько онлайн-платформ: Учи.ру, Российская электронная школа и ЯКласс. Но чаще всего обучение идет через группы в социальных сетях, связь через мессенджеры. Дети подключаются к группе по расписанию; проводится онлайн-перекличка. В нашей школе практикуются видеоуроки, потому что учащиеся привыкли видеть учителя. Учителя записывают фрагмент урока (селфи или их снимают коллеги). Либо учитель комментирует, показывает порядок действий, правило на доске, так что у школьника есть возможность пересмотреть и раз, и два.

А.Ю. Свистакова
А.Ю. Свистакова

У многих складывается впечатление, что учителя только высылают задание и требуют изучить тему самостоятельно. Это не так! Занятия проходят четко по расписанию, с девяти часов утра. Мы поставили условие перед обучающимися: во время уроков все по домам Большое спасибо родителям, которые следят за тем, чтобы ребенок вовремя подключился к уроку. Изучаются также ИЗО, физкультура, музыка.

После того, как завершено «школьное» время, учителя устанавливают час, до которого учащиеся должны прислать выполненное домашнее задание. Конечно, предельно жесткие рамки не ставим: ситуации могут быть разные. Ребята знают, что можно позвонить, прислать голосовое сообщение, если есть какие-то вопросы. Используется также и тестирование, когда получив задание, учащийся может оценить свои знания.

Трудности? У учителей уходит гораздо больше времени: кому-то надо кинуть задание в ватсап, кому-то в соцсеть. Собрать выполненные работы, распечатать, оценить, перевести в электронный формат и отправить назад, указав на ошибки, заполнить электронный журнал. Не скрою, сначала для многих переход на дистанционное обучение было стрессом. Но даже педагоги старшего поколения быстро освоили современные методы связи, в школе прошли консультации, провели работу с родителями. И теперь уже можно говорить, что все получается достаточно неплохо.

Никуда не пропала у нас внеурочная деятельность. За прошедшую неделю поучаствовали в двух конкурсах – «Время знаний» (два призовых места) и во всероссийской олимпиаде по биологии, где также достойно показали себя.

Нам повезло, что в Совхозовскую школу по программе «Цифровая образовательная среда» (нацпроект «Образование») был проведен высокоскоростной интернет. То есть учитель, работая из кабинета, без проблем выходит в интернет. Однако в некоторых случаях ему удобнее работать из дома – это также не возбраняется. Судя по реакции семей учащихся, особых проблем с выходом в интернет для них нет.

— В целом покрытие Осташковского городского округа удовлетворительное. В прошлом году, помимо Совхозовский школы, удалось в рамках проекта подключить к высокоскоростному интернету также Сорожскую и Ждановскую школу, в этом году в плане Ворошиловская школа и городские — средняя школа №1, школа №3 и гимназия №2, — комментирует Иван Извеков. — Есть несколько населенных пунктов (Залучьенский, Мошенский, Сорожский территориальный отдел), где слабое покрытие сигналом; выходим из положения через передачу заданий через родителей, администрацию сельских поселений, посредством стационарной телефонной связи. Хочу высказать благодарность семьям в сельской местности, которые, озабоченные тем, чтобы их дети были подключены к системе дистанционного обучения, провели интернет и решили проблему доступа к знаниям.

Мы прошли по школе. Нет, не показалось, что в классах идут уроки! Вот учитель биологии Татьяна Ивановна Иванова только что ответила на телефонный звонок ученика. Показывает нам листы … с лабораторными работами! «Мы такую профессию выбрали; надо преодолевать любые трудности и всегда учиться чему-то новому!» — говорит педагог со стажем, рассказывает, на какие творческие задания для учеников подталкивает педагога «дистанционка».

Завуч Марина Витальевна Алехова показывает, как ведется контроль за виртуальной посещаемостью; на доске – схемы, которые она, учитель-словесник, отсняла и переслала учащимся.

Заходим в соседний класс к учителю русского языка и литературы Маргарите Анатольевне Ерофеевой. В ноутбуке – все по полочкам, то есть по папочкам: пятый класс, седьмой… Демонстрирует, как объясняет новую тему, снимая на смартфон себя и доску с разбором грамматических схем. Показывает в телефоне, как ученица с выражением читает стихотворение. Форма одежды девчушки – домашний халатик, тренд сезона весна-2020… Отмечает роль классных руководителей в организации процесса обучения «на дистанции».

Прощаясь, Анастасия Свистакова подчеркивает, что в школе даже в отсутствии учащихся неукоснительно соблюдаются строгие санитарные нормы: проветривание, влажная уборка, дезинфекция, контроль температуры у персонала дважды в день.

Второй адрес – самая большая школа в округе, гимназия №2. Также на входе тотальный контроль: куда, к кому, зачем. Прямо здесь – передвижная библиотечка. Об особенностях организации обучения в непривычных условиях рассказывает директор гимназии Ирина Андронова:

— Что такое дистанционное обучение? Это всего лишь форма! Содержание программы, предметов, учебного материала – это ничего не меняется; изменилась только форма, когда нет контакта между учеником и учителем.

Переход был довольно резкий и для нас непростой: 833 обучающихся, более 50 учителей, которые сейчас работают на дистанционке: всех надо было подготовить, научить, настроить, — рассказывает Ирина Владимировна. — Требовался адаптационный период: первая неделя далась сложно, вторая – уже проще; сейчас даже те, кто нервничал и переживал, вошли в рабочий ритм. По итогам мониторинга, особенно больших проблем нет. И это не только взгляд изнутри; у нас открыта «горячая линяя» по дистанционному обучению, на которую можно позвонить дежурному администратору. За две недели был только один звонок, и то он касался не образовательного процесса. Что касается самого процесса: мы не стали цепляться за какие-то навороченные платформы – предвидели заранее, что с ними могут быть сбои, нервотрепка. Совсем не отказываемся: начальная школа активно использует Учи.ру. Со старшеклассниками мы выбрали способ контакта через электронную почту. Да-да, старую добрую e-mail: пришлось даже учить ребят, как ею пользоваться, как прикреплять файлы; она оказалась более надежная. И то стараемся давать через нее ссылки на платформы, на видеоуроки, отчасти небольшие записи учителей с объяснением темы.

У гимназии в этой свалившейся на нас всех ситуации есть большое преимущество: мы очень давно сотрудничаем с Центром развития молодежи города Екатеринбурга. По сути дела, это та же дистанционка. У нас есть хорошие веб-тренажеры по русскому языку, по математике, по английскому, которыми научены пользоваться наши ученики: делают тесты, отрабатывают навыки. Мы используем два основных предмета – русский язык (со 2 по 11 класс) и математику (со 2 по 6 класс). Кроме того, Центр организует дистанционные олимпиады, в которых наши учащиеся принимали и будут принимать участие.

М.А. Ерофеева ведёт урок
М.А. Ерофеева ведёт урок

Как упорядочить процесс в большой школе, как подогнать (и надо ли?) под какие-то стандарты и рекомендации – ведь все индивидуально: педагоги, предметы, классы… В самом начале мы изучили мнения учителей: кто как видит для себя, у кого какие наработки. Кроме того, у нас, повторюсь, учителя на удаленке – в школе пока нет высокоскоростного интернета, и никакой вай-фай не выдержал бы нагрузки на сеть. Но общие рекомендации в отношении платформ, способов связи с учащимися и родителями, безусловно, есть. Тут надо сказать о большой работе родителей, особенно в младшей школе, — без них ничего никуда бы не сдвинулось. В старшей школе – особое внимание школьникам девятых и одиннадцатых классов: им сдавать госэкзамены и аттестацию (срок пока отнесен на 8 июня; и это не окончательно). Постоянно напоминаю учителям: не заменяйте процесс обучения – а это могут быть видео-уроки, презентации, конференции, — контролем. Работу с учебником никто не отменял, даже в плане того, чтобы отвлечь ребенка от чрезмерного сидения у компьютера или в смартфоне. Есть очень много уже готовых, прекрасно «сконструированных» материалов в интернете – по всем направлениям! И всем этим можно и нужно пользоваться. Хотя, сделаю акцент, онлайн-обучение – это только часть дистанционного: рабочие тетради, переданные родителями на вахту, учебники, консультации по телефону с учителем также задействованы. Мы стараемся максимально учитывать возможности каждой семьи.

И.В. Андронова
И.В. Андронова

Основные трудности? Те же, что и в обычном процессе, — не желающие учиться школьники. По завершении двух недель, видим: кто не хотел учиться – того трудно научить на дистанции. Мы эту неделю посвятили целенаправленной работе с такими детьми – через классных руководителей, родителей, учителей-предметников. У кого была ответственность за выполнение домашнего задания, тот старается самостоятельно и добросовестно освоить новый материал. Родители удивляются: сколько же времени ребенок проводит за уроками?! Да, вот столько, да еще и гораздо больше проводит в обычном режиме!

В гимназии широкая сеть дополнительного образования, и практически каждый ребенок туда включен. Честно говоря, я предполагала, что внеурочная деятельность на период дистанционного обучения сократится. Не утихла! Нам столько приходит дипломов, грамот, свидетельствующих об активном участии гимназистов в разного уровня мероприятиях! Педагоги допобразования вовлекают в дистанционные культурные мероприятия, которых все больше в сети. Классные руководители активно общаются с классами, оказывают психологическую поддержку своим воспитанникам и их семьям.

Какие плюсы, при всех трудностях? Учителя, используя гибкий график, стараются использовать время для повышения квалификации. У нас много курсов – и обязательных для аттестации, и выбранных по инициативе педагогов.

Резюмируя все сказанное, обращаюсь ко всем участникам образовательного процесса. Все новое требует времени и определенных сил для адаптации. Такой резкий из-за внешних обстоятельств переход на дистанционное обучение также требует терпения и времени. Как принято говорить, мы все выйдем из этой ситуации с новыми знаниями и навыками, которые будут востребованы в нашей школьной жизни.

Наталья Николаева

Сухие пайки — школьникам

В соответствии с приказом министерства образования Тверской области от 06.04.2020 №466/пк «Об обеспечении обучающихся бесплатным питанием в виде продуктового набора (сухого пайка) в условиях ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции» в школах Осташковского городского округа с 7 по 12 апреля была организована выдача продуктовых наборов для учеников 1 — 4 классов, а также для учеников 5 — 11 классов, имеющих 100% льготу по оплате питания. Продуктовый набор рассчитан на 13 учебных дней, в состав которого вошли: макароны, крупы, консервы, молоко, сок. Продуктовые наборы получил 1221 обучающийся. При выдаче продуктов питания было обеспечено соблюдение всех санитарных норм, действующих в период распространения коронавирусной инфекции: наличие масок и одноразовых перчаток, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра, наличие средств дезинфекции. А с 22 по 25 апреля года осуществляется выдача продуктовых наборов на следующие 12 учебных дней. Также, как и в первый раз продуктовый набор предназначен для учеников 1 — 4 классов, а также для учеников 5 — 11 классов, имеющих 100% льготу по оплате питания. В состав продуктового набора вошли продукты из рекомендованного министерством образования Тверской области перечня.

Добавить комментарий