Это императив времени и план совместных действий власти,
инвесторов и общественности

За последнее время в редакцию нашей газеты поступило несколько писем и телефонных звонков. Их авторы, и не только жители Осташкова, но и тверитяне, высказывают опасения по поводу дальнейшей судьбы благословенно красивого селигерского края. Их волнует состояние местных очистных сооружений, от которых зависит качество воды.

Наша газета в публикации от 6 августа «Что скажешь, отче-Селигер» уже касалась этой актуальной темы. Сегодня мы обратились за комментарием к министру природных ресурсов и экологии Тверской области Сергею Орлову:
– Ситуация по экологическому состоянию в городе Осташкове находится на особом контроле правительства, поскольку носит социальный характер и касается жизни многих людей. Сегодня есть особое понимание таких ценностей, как природный ресурс. А озеро Селигер и вся примыкающая к нему территория, безусловно, заслуживают постоянного мониторинга и деятельного внимания.
– Сергей Валентинович, что на самом деле привело к таким результатам?
– Всякий непредвзятый человек понимает, что та ситуация, в которой мы сейчас находимся, по сути своей не результат проявления чьей-то воли или безволия. Она вызвана теми тектоническими сдвигами, которые произошли в результате кардинальных перемен во всем устройстве нашего государства. Их отзвуки достигают общество с разной степенью влияния на жизнь сегодняшнюю. Вопрос состояния экологии в Осташкове – он ведь в ряду общих по всей стране. Почему? Давайте рассуждать прямо: все взрослые знают и помнят, что создавались крупные предприятия в Советском Союзе только как сугубо государственные. И Осташковский кожевенный завод, который ныне носит название Верхневолжский, строили и перестраивали с учетом экономии государственных средств. Потому и очистные сооружения тогда решили сделать общими. Коммунальные стоки города и производственные стоки шли, что называется, в одну трубу. До поры до времени это устраивало всех еще и потому, что и сам город не сразу стал таким большим, как сегодня, и мощности заводские были скромнее. Главное же, тогда и вариантов иного устройства по сбросу сточных вод не было.
С приходом в экономику частного капитала и переходом завода в частные руки ситуация с экологией оставалась прежней. Согласитесь, предпринимателю, особенно далекому от патриотических настроений, было просто выгодно не вкладываться в реконструкцию очистных сооружений, в какой-то мере жить за счет города. У которого тоже явно не хватало бюджетных средств на эти работы. В итоге на очистных сооружениях возникло немалое количество сложностей. Их сегодня нам предстоит поэтапно решать.
– Одним «ручным» управлением тут не обойтись.
– А не на это и расчет. Мы следим за развитием процесса, реагируем на обращения граждан в адрес правительства и министерства. Из Осташкова, в частности, приходят сообщения, их более десяти, о неприятном запахе. Наши специалисты оперативно реагируют на запросы, проводят анализы состояния сточных вод. После ряда экспертиз можем определенно сказать, что назвать ситуацию в городе полностью благополучной нельзя. Но при этом ее нельзя назвать и неблагополучной. По всем параметрам вода соответствует принятым нормам. Что же касается химических показателей, а сегодня контроль осуществляется по 13 пунктам, то по семи из них действительно наблюдается превышение установленных концентраций. Это говорит о том, что необходимо проводить оперативные работы по реконструкции предприятия. И очень приятно сегодня сообщить, что в Осташкове именно на это предприятие пришел серьезный инвестор, который проявил ответственность и готов провести реконструкцию очистных сооружений на свои средства.
– Чинить чужие, точнее, общие, очистные сооружения за собственный счет завода?
– Это значит только одно: этот инвестор действительно пришел надолго, и он намерен вести ответственную промышленную политику. Само предприятие не является собственником очистных сооружений, они принадлежат муниципальному образованию и переданы в аренду кожевенному заводу. Напомним, что и по сей день на этих сооружениях производится очистка стоков и предприятия, и ныне уже далеко не малого города Осташкова. Здесь, конечно же, требуются серьезные капвложения, чтобы привести очистные сооружения в нормативное состояние.
– И все-таки какие побудительные мотивы привели к подобному решению?
– Меры вполне известные и не всегда приятные. И все же в итоге позитивно влияющие на оздоровление и экономики, и на экологию. Начнем по порядку. Поскольку и озеро Селигер, и кожевенный завод как объекты находятся в ведении федерального надзора, то специалисты именно этого уровня провели проверку и определили в том числе и суммы ущерба, которые сегодня уже предъявлены предприятию. Эти суммы, конечно, значительны. Но надо понимать, что это сугубо расчетные суммы, которые вычисляются по определенной методике. И тем не менее встает вопрос: что же за этим последует? Поскольку эта непростая ситуация находится под особым контролем правительства области, на недавнем совещании с учас­тием контролирующих органов, в том числе сотрудников областной прокуратуры, а также руководства профильного министерства, был предметно и очень внимательно рассмотрен вопрос о дальнейшей судьбе очистных сооружений, их состоянии и подходах к модернизации. На совещании четко определено: работа по приведению очистных сооружений в нормальное состояние будет продолжена.
– Согласитесь, финальная фраза звучит несколько протокольно-обезличенно.
– Совсем не так. Именно инвестор разработал специальную программу по охране водного объекта Селигер и реконструкции очистных сооружений. В программе четко прописан комплекс мероприятий. Часть работ признаны как неотложные, они начнутся совсем скоро. Другие пункты будут выполняться по графику. Но к 2019 году осташи, все жители и гости региона получат возможность пользоваться чистой водой. Кому-то этот срок покажется слишком долгим. На самом деле, если подходить к делу без фантазий, времени на заявленные объемы не так уж и много. Главное, к этому сроку в полную силу будут работать очистные сооружения и на нужды завода, и на здоровье осташей.
– Сергей Валентинович, проясните поподробнее, какие именно решения приняты на совещании по Осташкову?
– Минувшее совещание четко определило порядок действий и взаимодействий. Признано также, что вынесенные судом решения по этой теме и претензии федеральных органов экологического надзора к заводу совершенно справедливы. Сегодня с большой долей вероятности можно говорить о том, что те суммы, которые предъявлены предприятию, будут зачтены именно в счет расходов на грядущую реконструкцию очистных сооружений. Ведь нам всем важно не штрафовать или накладывать другие типы взысканий. Куда важнее в результате совместных действий получить на выходе чистую воду. А те стоки, которые по технологии поступают на очистку, были в итоге абсолютно безопасными для окружающей среды.
– Какова цена вопроса?
– Расчетная сумма ущерба, которая предъявлена кожевенному заводу, составляет более 300 миллионов рублей. Программа, которую предлагает инвестор в лице руководства Верхневолжского кожевенного завода, существенно превышает эту сумму. Тут комментарий только один: хорошо, что на территории нашего региона сегодня есть такие по-настоящему социально ответственные коллективы. Разумеется, они могут рассчитывать и на нашу всемерную поддержку.
Беседовала

Кира КОЧЕТКОВА

Добавить комментарий