Сороковые – роковые

Опубликовано 17 Июн 2011. Автор:

Пристань «Осташков» в годы Великой Отечественной войны
С первых дней войны работники пристани «Осташков» встали на защиту Родины. Флот пристани перевозил людей и стройматериалы к месту возведения оборонительных сооружений. Первое боевое крещение селигерские водники получили в августе 1941 года. Теплоход «Совет» при высадке воинской части на пристани «Заплавье» подвергся нападению фашистских стервятников. Было сброшено несколько бомб, но обошлось без жертв. Налеты вражеской авиации участились, поэтому рейсы судов пришлось перенести на ночное время.
К осени 1941 года фашистам удалось продвинуться к берегам озера Селигер и оккупировать часть территории Осташковского района. Флот и оборудование судоремонтных мастерских были укрыты в речке Крапивенке. Воздушной разведке врага не удалось обнаружить стоянку.
Несколько работников пристани по призыву И.В. Сталина от 3 июля 1941 г. вступили в партизанский отряд. В их числе парторг пристани В.М. Абакшин, капитан т/х «Совет» М.М. Суворов, помощники капитанов П.А. Марков, А.И. Уваров, механик Н.М. Белов. Все они погибли во вражеском тылу в октябре – ноябре 1941 года.
В рядах Советской Армии храбро сражались водники М.И. Уваров, И Е. Чиркин, П.А. Киров, Н.А. Носов, Г.И. Быстров, И.Е. Тихомиров, Н.В. Никитин, А.П. Макаров, А. М. Марков, А.А. Бурушкин, В.И. Захаров и другие.
В январе 1942 года был получен приказ подготовить флот к навигации 1942 года, что и было сделано.
Пополнение кадров плавсостава проходило за счет подростков и женщин. Среди них Е.М. Новиков, В.А. Савин, А.Н. Суворов, Ю.И. Ефимов, П.Д. Широков, А.И. Шестакова, С.А. Бродникова и другие.
Весной 1942 года наши войска провели операцию по окружению немецкой группировки в районе Демянска. Озеро Селигер стало «дорогой жизни» для 1-й Ударной и 53 — й армий Северо – Западного фронта. Флот, находившийся на р. Крапивенке., был расконсервирован и приведен в состояние боевой готовности. Наступило время напряженного труда всего плавсостава и работников ремонтных мастерских.
Налеты фашистской авиации на пароходы и караваны барж, бомбежки пристаней не сломили боевой дух водников.
Основные базы снабжения наших войск находились в Осташкове, деревнях Котчище и Ломы.
Отсюда и производилась перевозка грузов к линии фронта по оз. Селигер на пристани Свапуще и Залучье.
Теплоход «Совет», переоборудованный под медпункт перевозил до 500 раненных при вместимости 180 человек.
В навигацию 1942 года было перевезено к линии фронта свыше 68 тыс. воинов, 30 тыс. тонн продовольствия, 9000 тонн боеприпасов и вооружения, 6400 тонн нефтепродуктов, 2400 тонн вещевого имущества, 9100 тонн других грузов.
Коллектив плавсостава и ИТР пристани под руководством начальника пристани М.Г. Палагина и работники судоремонтных мастерских во главе с директором М.И. Мауриным план 1942 г. выполнили на 302%. Также самоотверженно трудились Осташковские водники и в 1943 г.
В мае – июне 1943 г. на р. Ловать было построено 15 барж грузоподъемностью по 25-40 тонн, что помогло обеспечить всем необходимым две армии Северо-Западного фронта под Старой Руссой. Для обслуживания этой флотилии были направлены шкиперы Г.М. Козлов, И.Г. Козлов, М.П. Нечкина, А.М. Белов, В.В. Соловьев, матросы К.Ф. Кокин и Г.А. Бродников. Туда же были переправлены два катера военной комендатуры пристани «Осташков», которую возглавлял капитан Волошин. И на этом участке фронта осташковские водники проявили себя достойно. Они водили караваны барж по р. Ловать, местами в 3-4 километрах от линии фронта, к озеру Ильмень под артобстрелом.
Уверенно водил по Селигеру караваны судов капитан парохода «Максим Горький» И.М. Марков. 15 июля 1942 г. он следовал очередным рейсом по маршруту Осташков – Свапуще, имея на буксире четыре баржи с различными грузами. Между пристанями Дубово и Неприе караван обстреляли из пулеметов два фашистских истребителя. Капитану Маркову оторвало кисть левой руки, перетянув жгутом раненную руку, он продолжал управлять пароходом.
Капитан МарковВо время второго захода самолетов капитан был ранен в спину. Судно стало почти неуправляемым. Но команда не растерялась и после налета привела пароход в готовность для продолжения рейса. После выполнения боевого задания караван возвратился в Осташков, где капитана И.М. Маркова доставили в госпиталь в тяжелом состоянии. Медицина оказалась бессильной, и 16 июля 1942 г. капитан скончался. В сентябре 1942 г. он посмертно награжден орденом Красной Звезды. Было ему 48 лет.
Каптан ХоробрыхМного опасных рейсов было совершено экипажем парохода «Луначарский» под руководством капитана А.С. Хоробрых. 15 июля 1942 г. пароход с двумя баржами на буксире следовал на конечную перед фронтом пристань Свапуще. На участке между Ельцами и Зимником караван обстреляли фашистские самолеты. Были ранены многие члены команды, в том числе А.С. Хоробрых был тяжело ранен в грудь. Пароход получил множество повреждений. Но капитан и его первый помощник продолжали руководить командой. Доставив груз по назначению, они возвратились в Осташков. Целую неделю врачи госпиталя боролись за жизнь отважного капитана. Но ранение было слишком тяжелым. 23 июля 1942 г. А.С. Хоробрых скончался. А было ему всего 24 года. За проявленное мужество в сентябре 1942 г. он был награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Такими были представители двух поколений селигерских водников – капитаны Иван Маркович Марков и Алексей Сергеевич Хоробрых. Их имена носят теплоходы, бороздящие воды озера Селигер. 70 лет прошло с начала Великой Отечественной войны. Выросли новые поколения граждан нашей страны.
Вечно будут звучать, как набат, слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Альберт Абакшин

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.