Выставка под таким названием открылась в Осташковском краеведческом музее. Автор экспозиции — научный сотрудник музея Наталья Артюхова. На выставке представлены одежда, обувь и аксессуары, начиная с 19 века и заканчивая восьмидесятыми годами прошлого столетия.«Мода в зеркале истории»

Почти четыре года сотрудники музея готовились к этой выставке, по крупицам собирая материал. В этом им помогли посетители, которые поделились вещами «из сундуков». Так Тамара Васильевна Барсегян предоставила пальто своей мамы. Довольно много вещей здесь от сотрудника музея Татьяны Белышевой и автора выставки Натальи Артюховой. Наталья Геннадьевна принесла из дома платье, которое ей подарила тётя, работавшая когда-то директором пермского Дома моды. Это платье — разработка модного дома. Из коллекции Натальи Артюховой и вельветовый костюм. В таком наряде несколько десятилетий назад щеголяли модники в Советском Союзе. Блузку для комплекта предоставила Татьяна Белышева. В 70-е годы блузки с «заячьими ушами» были очень популярны у населения. В фонде музея хранится и модная сумочка, производимая некогда на осташковском кожевенном заводе из кусочков кожи в стиле «пэчворк».

Автор выставки Н.Г. Артюхова

На выставке можно увидеть и одежду военного времени. Например, женщины после войны в мирной жизни носили гимнастёрки, так как первое время в стране не хватало одежды. Прекрасно вписались в экспозицию туфли, дамские сумочки и шляпки-менингитки тридцатых годов. Достойное место отведено и лисьей горжетке, предоставленной Мошенским домом культуры.

Удачным дополнением выставки служит радиола «Рекорд-61» и фотографии, сделанные в тридцатые годы прошлого столетия, а также духи «Ландыш», произведённые фирмой «Новая заря». Женщинам будет интересно познакомиться с журналом 1929 года выпуска, в котором под рубриками «Кройка и шитьё», «Дом и хозяйство», «Питание», «Рукоделие» для читательниц даётся полезная информация. Похожего содержания и журнал «Пчёлка» 1917 года выпуска.

Одним из ярких экспонатов выставки, несомненно, является русский сарафан, о котором поведала старший научный сотрудник музея Татьяна Миронова.

— Сарафан — это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причём не только у русских женщин, — говорит Татьяна Александровна. — Сарафаны пользовались популярностью у многих народов, но только на Руси он стал национальным символом. Он является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности.

Впервые в русских летописях упоминается в ХIII веке. Однако, само название «сарафан» — не русское, а персидское «сарапай», и обозначает «одетый с головы до ног» и «почётная одежда». Тогда сарафаны носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужчин. И только в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, причем носить их стали русские барышни и дамы всех сословий.
Сарафан был популярен в северных и центральных областях России (на юге дамы облачались в юбки-поневы).

Но век сарафана был недолог, Петр I запретил ношение русской одежды, в том числе, сарафанов. Носить его могли лишь крестьянки, купчихи и попадьи. Но с приходом к власти Екатерины II сарафан вновь вернулся на пьедестал моды. Сама императрица любила покрасоваться на праздниках в роскошном сарафане и кокошнике. А Николай I даже издал указ, обязывающий придворных дам носить парадное платье, созданное по образцу и подобию традиционного сарафана.

Почему же сарафан так прижился в нашем обществе? Ну, во-первых, выкройка сарафанов довольно проста, как и прост сам сарафан. Это обычная удлинённая юбка, которая закрепляется на плечах завязками (бретелями). Сама же выкройка представляет собой инструкцию по пошиву и набор удобных шаблонов (лекал), которые можно корректировать и подгонять самостоятельно в соответствии с нужным вам размером. Выкройка сарафана для девочки будет отличаться только размером, а форма останется той же.

Иллюстраия из «Женского журнала» за 1928 год

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Туникообразный глухой косоклинный сарафан является самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «глухарь» и др. Отличительной особенностью этого сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант — глухой туникообразный сарафан. Он шился из одного, перегнутого пополам, полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнище сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани. Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления — красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях — узкой полоской вышивки и аппликацией из ткани. Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук.

Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан шился из трёх полотнищ ткани — двух спереди и одного сзади. В нижней части его вшивалось несколько коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы, или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шёлк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани.

Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных — металлическое кружево, позумент, бахрома, шёлковые ленты и тесьма. На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения ещё и декоративную функцию, различного вида пуговицы — дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на сарафан какого назначения они нашивались. Часто для тепла или придания жёсткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

Круглый или прямой (московский) сарафан был наиболее популярным и широко бытовавшим на всей территории расселения русских крестьян. Он шился в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди из четырех — шести прямых полотнищ ткани — «точей». Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки. Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей тёмных тонов. Праздничные — из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шёлка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов украшали нашивками позумента, бахромы, шёлковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.
Круглый сарафан был прост в изготовлении, лёгок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной присборенной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь, лифа. Застёжка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

Сарафан, подобранный со вкусом, подойдёт многим женщинам вне зависимости от их фигуры и возраста. Характерно и то, что это универсальная одежда, ведь сарафан можно надеть «и в пир, и в мир, и в добрые люди». А также сарафаны можно с успехом носить в разные сезоны и в разных ситуациях. Сарафаны и сейчас актуальны — просто сейчас их шьют из более практичных материалов: шёлка, льна, ситца.
Один сарафан в гардеробе можно ежедневно комбинировать с различными блузками, водолазками и футболками. Это великолепная возможность создать уникальный и неповторимый образ, — подытоживает свой рассказ Татьяна Александровна.

А автор экспозиции Наталья Артюхова приглашает горожан и гостей Селигерского края посетить уникальную выставку и посмотреть, как одевались и какие были вкусы в одежде у женщин не только прошлого, но и позапрошлого века.

Ирина ТИНУС

«И на юбке кружева, и под юбкой кружева…» Выставка моды в Осташкове

Недавно просматривала блог модного гуру Александра Васильева. Он сделал в Вильнюсе очередную выставку своей коллекции одежды прошлых лет. Особо было указано, что экспозиция дополнена старинными портретами, где хорошо видна одежда тех лет, и дополнена аксессуарами.
Вы будете смеяться (а может быть и нет!), но примерно то же самое можно увидеть в выставочном зале у Вальского столпа в Осташкове. Старинные платья и предметы туалета из запасников музея, из личных коллекций, дополненные картинами, на которых изображены женщины в кокошниках и шалях… Шляпки! Ах, какие же там шляпки! А лисья горжетка? А кружевные нижние юбки, которые носили девушки, звонко стучавшие каблучками высоко шнурованных ботиночек? А вельветовый брючный костюм нашей молодости? Платья училок и ненавистная школьная форма, к которой надо было все время пришивать чистые кружевные воротнички?
Кто еще не был — сходите! Полчаса ностальгии, истории — собственной и страны, отраженные в женском платье.
Ирина Красновская, г. Москва

Добавить комментарий