В последние дни лета в Осташковской центральной библиотеке открылась персональная выставка фотографа Антона Федотова. Эта необычная и своеобразная экспозиция позволяет взглянуть на природу Селигерского края под неожиданным углом.
Работы автора увидела в Интернете библиотекарь Надежда Ивановна Вишнякова. Она предложила организовать выставку в библиотеке, и фотограф не отказался. Взглянув на эти фотографии, можно понять, насколько для Антона дорога родная земля и, выставляясь в Осташкове, он еще раз это подтверждает. Ведь его работы и без того уже обрели множество зрителей на различных экспозиционных площадках, а также получили ряд номинаций и наград.
На афише мы видим задумчивый фотопортрет автора. Он сидит на перевернутой лодке на берегу озера. Должно быть, его мысли заняты размышлениями о судьбе селигерской природы. Эта тема затронута в аннотации выставки, которую зритель может прочитать в экспозиционном зале библиотеки: «В своих работах автор поднимает проблемы загрязнения окружающей среды, которые коснулись и нашего региона. С помощью цифровой обработки фотографий в жанре арт-пейзажа Антон Федотов подчёркивает и красоту природы, и необратимое влияние на неё человека».
Антон Федотов родом с острова Городомля, закончил Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО по специальности «Оптические технологии». Именно во время учебы в университете увлекся фотографией. Значительную часть своих работ снял в окрестностях озера Селигер.
В экспозицию входят две серии фотографий.
Серия «Белая тишина» — это ряд монохромных, очень светлых снимков, на которых автор запечатлел природные формы (стволы деревьев, коряги, растения) на фоне едва уловимого, но все же узнаваемого озерного пейзажа. Замысловатые изгибы контрастируют с полупрозрачной, ускользающей линией горизонта, создавая сверхъестественный эффект, будто бы автор запечатлел не реальный мир, а какой-то параллельный. Эти фотографии Антон Федотов сделал в 2019-2020 годах. Всего в эту серию входит 10 работ. «Белая тишина» получила отметку жюри на международном конкурсе «Minimalist Photography Awards».
Еще одна серия фотографий носит название «Без следа». Она создана в 2020-2021 годах. Это темные, тревожные работы, всего их 12 и каждая состоит из двух частей: основной композиции и встроенного в нее небольшого прямоугольника — отражения. Автор задействовал в построении композиции каждого снимка зеркало, в котором мы видим отражение живой составляющей сюжета – это может быть животное, птица, насекомое или растение. Сочетание двух частей осуществлено с помощью фотомонтажа. Отражение в зеркале составляет лишь малую часть полотна, а большую занимает мрачное окружение – отставшая от мертвого ствола кора, иссохшие корни, серый пепел в старом кострище, полусгнившее спиленное дерево.
Гамма работ — темная и глубокая. Приходится некоторое время всматриваться в них, чтобы подметить детали и осмыслить сюжет. И это способствует концентрации внимания зрителя. Фотографии будто проявляются, постепенно проступают в сознании.
Сюжеты эти драматичные, сотканные из тяжелых переживаний за судьбу лесов и озер средней полосы России.
Серия «Без следа» победила на творческих состязаниях, организованных союзом фотохудожников России «Фотосоюз. Единство», также завоевала приз на международном конкурсе «Transversalidades».
Все фотографии в экспозиции напечатаны на пенокартоне с имитацией холста, что придает изображению дополнительную глубину и художественность. Без каких-либо оговорок — это впечатляющее зрелище. Настоятельно рекомендую всем посетить выставку и убедиться в этом лично.
Экспозиция будет работать до 29 сентября.
Евгений Крылов