Десятки успешных выступлений на разных площадках, дипломы лауреатов престижных конкурсов и фестивалей, наконец, слезы восторга зрителей – далеко не полный перечень достижений хореографической студии «Ладушки-Сударушки» и её руководителя Татьяны Истоминой.

Образ учителя танцев в классической литературе – этакий чудаковатый легкомысленный господин, иногда и вовсе уступающий свою роль за небольшую мзду влюбленному юноше. Когда приоткрылся доступ за кулисы, то мы услышали и увидели, как работают знаменитые хореографы и что стоит за легким полетом балерины или залихватским народным танцем.

Успех приходит с дисциплиной

— Говорят, вы очень строгий педагог-хореограф, — начинаю беседу с Татьяной Витальевной Истоминой.

— Да, это так. И очень требовательный. Видите, в чем дело: занятие танцами – очень широкое понятие. Это может быть развитие ребенка в эстетическом и физическом плане, полезный и приятный досуг. Или обучение искусству танца с нацеленностью на успех и достижение определенных воспитательных задач. Хореография – это нечто большее, чем просто красивые движения под музыку. Это способ донести до зрителя какую-то идею. Притом, разумеется, что вся «техника» должна быть безупречна. И выбор того или иного направления, школы – предмет для обсуждения родителями и педагогом и выбор.

Нашему коллективу семь с небольшим лет. Сначала меня попросила матушка Зоя (Зоя Владимировна Соловьева, супруга протоиерея Алексея, настоятеля Введенского прихода. Н.Н.) поставить два танца для приходского праздника. После выступления родители девочек сказали: а мы хотим, чтобы вы занимались! И потом не раз подтверждали этот выбор. Вот первые гастроли – в Пено. Четырех-пятилетние малышки, жара; как назло, наше выступление поставили в самый конец программы. Все, думаю, на этом поставим крест! А мамочки говорят: еще поедем! Вот так и ездим.

А без строжайшей дисциплины результата не будет. Работа в коллективе не терпит небрежностей: необязательности, эгоизма, зазнайства, лености.

Балет, фитнес, брейк-данс

— Вы относительно недавно появились в творческой обойме Осташкова. И уже первые публичные выступления коллектива не оставляли сомнений, что руководитель – высококлассный профессионал. Расскажите о себе, своем творческом пути.

— Я москвичка. Занималась танцами с детства, выступала в известных хореографических коллективах — имени Локтева, «Юный москвич». Потом училась в Московском культурно-просветительном училище, в гуманитарном университете культуры. Потом работала в разных концах страны (муж был военным) – в Прибалтике, Астрахани, Твери. Танцевала сама, ставила хореографические композиции. В восьмидесятые годы стали очень популярны ритмичные эстрадные танцы – современный рок-балет. И молодежь, дети военных городков с удовольствием участвовали в постановках. «Пока не поздно» на музыку Николая Добронравова было одной из моих первых работ как хореографа – очень эмоциональная антивоенная постановка.

Потом были профессиональные коллективы, возглавляла балетную группу Астраханской филармонии. Было много экспериментов. Вы можете себе представить татарский танец с элементами современного эстрадного? А как соединить балет с фитнесом и брейк-дансом? В Твери мы как раз и ставили такие номера. К слову сказать, я с большим удовольствием вспоминаю тот период и группу; с участницами коллектива поддерживаем хорошие отношения. Прилетают добрые весточки из Астрахани; мой бывший подопечный — староста балетной труппы театра: «Вот теперь я понял, насколько недопустимо опоздание на десять минут на репетицию!».

В Осташкове (вернее, в его окрестностях) у нас довольно давно есть дача; соседствуем с вашим знаменитым земляком, баянистом Анатолием Беляевым и его супругой Любовью Торгашевой. Кстати, один из танцев нашего коллектива поставлен на исполненную Анатолием Владимировичем музыку.

После того, как перебрались в ваши края на постоянное жительство, был небольшой опыт работы с воспитанниками Богородицкого Житенного женского монастыря. А потом – «Ладушки-Сударушки». Первые номера мы ставили и репетировали дома у священника. Потом нас приютил Дом детского творчества. Под его крышей мы работали три года, а четыре года назад нас пригласил Дворец культуры «Юбилейный», и сегодня у нас есть возможность репетировать в просторном зале, рядом расположена удобная костюмерная. И конечно, прекрасная сцена! Мы очень благодарны коллективу Дворца и его руководителю Татьяне Александровне Орловой.

Конечно, много труда и средств в ремонт, обустройство вложили родители. Поездки на конкурсы, музыкальное оборудование, костюмы – это все их заслуги!

Ладушкин кутюрье

— Вот костюмы. Это же неотъемлемая часть танца, образа, хореографической картины…

— Конечно! Жюри на солидных конкурсах на костюмы обращает не меньше внимания, чем на рисунок танца, технику исполнения и музыкальное сопровождение. У нас в приоритете танцы народной тематики, и здесь особенно важен тонкий, грамотный подход к стилистике, опора на местные традиции и колорит.

Коллективу очень повезло! Мама одной из воспитанниц, Светлана Карпова, взяла на себя функцию модельера и костюмера. Процесс создания костюма идет очень скрупулезно: Светлана изучает массу источников, привносит свои идеи. Тщательно подбирается ткань по фактуре, цвету – чтобы отвечала идее танца, была практична. И весь пошив тоже на ней. Какие находки! Буквально из кусочков Света может сотворить чудо! Конечно, другие мамочки тоже помогают, смотрите, какой идеальный порядок в костюмерной!

Явление сударушек

— Ну уж если речь зашла о мамочках, то давайте продолжим. Вдруг они вышли на сцену в танце! И восторгу, умилению зрителей нет предела…

— Название коллектива – «Ладушки-Сударушки» — неожиданно оказалось пророческим. Когда оно появилось и закрепилось, я думала: ну какие тут сударушки? Так, забавные девчушки-лапушки, «горошек». Несколько сезонов назад для приходского концерта поставила номер «Покров Богородицы», где поучаствовали несколько мам вместе с девочками – участницами коллектива. Танец нашел отклик у зрителей.

Еще через какое-то время кое-кто стал поговаривать, а не продолжить ли этот эксперимент? Признаться, я не очень была на это настроена. У женщины в семье много обязанностей, к тому же – внимание! – у нас в коллективе занимается много деток из многодетных семей. А это еще дополнительные хлопоты для матерей. Но все-таки решились. И знаете, с какими «трудностями» пришлось столкнуться на первых порах? Эти милые женщины, матери семейств на репетициях … веселились! Их было не угомонить.

У некоторых — грудные младенцы, мужья томятся, ожидая хозяйку. Однажды репетиция (уже генеральная, в костюме) затянулась. В зал врывается папаша с младенцем, готовый, кажется, высказать все маме-артистке. И вдруг видит ее на сцене, в эмоции танца, совершенно преобразившуюся. Наблюдаю, как меняется его настрой, раскрываются и наполняются любовью глаза, замолкает раскапризничавшийся малыш…

А какая была реакция в финале конкурса «Золотая Русь»! Я с трудом уговорила подняться за дипломами взрослых участниц коллектива. И они вышли… с младенцами на руках. Зал взорвался аплодисментами.
Браво самым позитивным и талантливым мамам!

Мы занимается всего несколько месяцев, и в репертуаре пока немного танцев для взрослого и смешанного коллектива. Это, кроме «Покрова Богородицы», очень лиричный, плавный — «За тихой рекою». А в минувшую субботу на отчетном концерте коллектива мы представили новую хореографическую композицию патриотической направленности на музыку Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский» «Вставайте, люди русские!».

Миссия танца

— Как я понимаю, это неслучайная работа – очень эмоциональная, исполненная пафоса. В начале нашей беседы вы говорили о миссии хореографии как языке для передачи особых духовно-нравственных ценностей…

— По крайней мере, я это только так понимаю и в этом направлении строю работу. Танец не только и не столько должен услаждать глаз, но нести смысловую нагрузку, рождать определенный настрой. И прежде всего, раскрывать красоту и дух родной культуры, ее духовности. Вот посмотрите: хоровод – национальный русский танец, это отражение соборности, единения, сдержанности.

Это вовсе не означает, что мы упираемся только в «старинушку». Есть в репертуаре эстрадные, сюжетные танцы. Но и здесь придерживаемся определенных этических и эстетических норм. Опять-таки не следует понимать, что хореография других народов мне кажется неинтересной, менее образной. Нет, конечно; я сама танцевала и ставила национальные танцы. Но это должно ложиться на фундамент родной культуры, основы которой закладываются в детстве и продолжают развиваться в течение жизни.

— Спасибо за беседу, Татьяна Витальевна! Поздравляю вас и ваш коллектив с успешным отчётом, а также с праздником – Всемирным днём танца. Новых творческих находок и блистательных побед! А руководителям сферы культуры предлагаю подумать о выдвижении хореографической студии «Ладушки-Сударушки» на присвоение статуса народного.

Наталья Николаева

Добавить комментарий