«Что это было?!» — спрашивали друг у друга потрясенные зрители, покидая зал Осташковского театра.

Да, именно театра, потому что только с театральных подмостков, да еще с такой историей, как у нашего, и должна была прозвучать эта программа – «Картины ушедшего времени». В аннотации это названо скромно – «литературно-музыкальная программа», но по художественному уровню – как материала, так и исполнения – хочется подбирать что-то более громкое, значительное.

Думающий зритель (а у нас других нет!), собираясь на концерт, хочет услышать как знакомое и любимое, так и познакомиться с чем-то для себя новым, открыть неизвестные доселе имена, жанры. Третий концерт таким критериям отвечал в полной мере.

Во-первых, принимать у себя Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова – уже честь и гарантия высочайшего уровня исполнения.

Во-вторых, литературная основа – воспоминания художника Константина Коровина о современниках, — и это уже настоящее открытие! Коровин – ученик Поленова, Саврасова, Перова, один из первых российских импрессионистов (как же хороша его парижская серия — «Бульвар капуцинок» и другие! Впрочем, российские и скандинавские работы ничуть не хуже). Он также был успешным театральным художником, своим человеком среди служителей Мельпомены. Уже находясь в эмиграции в Париже, художник потерял зрение и начал пробовать себя как литератор, публиковался в эмигрантских литературных журналах. Слог очень хорош! Портреты, сюжеты, пейзажи словом он создает так же мастерски, как и кистью. А герои! Художник Валентин Серов, певец Федор Шаляпин; в зарисовках узнаются типичные для начала XX века портреты москвичей и жителей глубинки. Что-то стилистически его роднит с Чеховым (как поимка Шаляпиным налима), что-то – с Иваном Шмелевым.

В-третьих, великолепное прочтение литературной основы Валерием Бариновым, народным артистом России. Он сумел так эмоционально передать все нюансы повествования, что нетрудно было себя представить и на московских улицах, и в ресторане рядом с Федором Ивановичем, и тетушку Афросиньюшку, разговаривающую с коровушкой…

Наконец, насколько же гармоничное сочетание получилось повествования и музыки! Композиции на тему народных песен, популярные романсы, музыка Глинки, Чайковского – все создавало неповторимую атмосферу погружения в давно ушедшую эпоху. Украсили полотно концерта солисты оркестра, лауреаты международных конкурсов Дарья Рубцова и Федор Тарасов. За дирижерским пультом в этом вечер стоял дирижер Евгений Волчков.
По техническим причинам не удалось вывести на экран работы Константина Коровина, на которых, в том числе, и запечатлены герои его воспоминаний. Но, может, и к лучшему? Чем не повод узнать поближе его творчество – теперь уже не только как живописца — из открытых источников…

Звезда под сводами

Интерес к фестивалю определяется, в том числе, наличием в его программе выступления «звезд». (Определение затертое, далеко не всегда определяющее узнаваемость персоны, ее реальный вклад в искусство. Но «хедлайнер» — еще хуже, так что пусть будет «звезда»).

И если раньше этот статус определялся званиями, количеством побед на престижных конкурсах, ролям в постановках главных музыкальных театров России и мира, то теперь это, прежде всего, узнаваемость, которую дает телеэкран, участие в разнообразных шоу. И это нормально! Жизнь идет, стандарты и вкусы меняются, и мы, жители провинции, тоже хотим быть причастными к современным течениям!
Евгений Кунгуров, а именно его имя было самым узнаваемым в афише «Музыкальных вечеров…», не обманул ожидания публики. Один из самых успешных молодых вокалистов, обладатель шикарного баритона, он успел поучаствовать в рейтинговых проектах отечественного телевидения — «Большая опера», «Голос», «Один в один». Несомненный талант, природное обаяние дали ему шанс стать ведущим любимого множеством телезрителей проекта «Романтика романса» канала «Россия. Культура».

Евгений выглядел по-иному, чем на экране: несколько похудевшим, с короткой стрижкой, в эффектном сценическом костюме. Он обаял публику знанием специфики города, даже знал название главного предприятия Осташкова, правильно употребил самоназвание горожанок – осташихи. Уже не говоря о том, какими теплыми были объятия звезды тех из зрительниц, которые преподносили певцу цветы!

Точно была продумана и программа «Впечатление». Она была составлена из прекрасных песен и романсов из недавнего советского прошлого: из кинофильма «Весна на Заречной улице», «Последняя электричка», романс Фомина «Только раз бывает в жизни встреча», «Как молоды мы были», «Надежда»; прозвучали также песни зарубежных авторов – «Любовь в Портофино» и «Если б не было тебя». Не обошлось без «Синей вечности» Магомаева и цыганских «Очей черных», где певец продемонстрировал всю мощь и красоту тембра голоса. Любимец публики заводил зал, и она охотно подпевала знакомые слова шлягеров и даже пританцовывала.

Отдельных слов восхищения и признательности публики удостоились музыканты, которые сопровождали выступление Евгения Кунгурова. Это ансамбль «Богема»: клавишные и аккордеон – Константин Мадюков, соло-гитара – Александр Александров, труба – Олег Чернов, ударные – Андрей Парфенов.

… Несколько лет назад мы принимали на сцене Концертного зала (бывшая трапезная Воскресенской церкви) Ивана Ожогина, солиста мюзиклов «Бал вампиров», «Призрак оперы» и других, весьма специфичных по своей тематике (что ни в коей мере не отменяет большой талант артиста!). Он не скрыл своего недоумения, что под сводами, украшенными фресками, ему приходится петь партии столь отвратительных с христианской точки зрения персонажей. И даже одну из них он исполнил на немецком языке.

К чему это я вспомнила? Конечно, репертуар Евгения Кунгурова был вполне благочестив. И микрофоны в историческом Концертном зале уже давно не удивляют. Но сложилось впечатление, что музыкант не вполне знал, куда он едет и где именно будет выступать. Иначе и выбор программы был другим, и звукоусиливающую аппаратуру сочли избыточной – при его-то силе голоса! Но – концерт состоялся и признан событием. С чем согласимся и пожелаем Евгению Кунгурову не растерять, не разменять свой талант и вписать свою строку в музыкальную историю России.

Наталья НИКОЛАЕВА
Фото Анны Бернер

Добавить комментарий