Романтический МИкс

«Бывают странные сближенья», — сказал гений. И это касается не только человеческих отношений.

Третий концерт XXXV фестиваля искусств «Музыкальные вечера на Селигере» продемонстрировал, как могут переплетаться в гармоничном звучании два, казалось бы, непохожих инструмента – арфа и саксофон. Арфа – нечто неземное, относящее слушателя в мир грез, в куртуазную эпоху утонченных чувств и отношений. И саксофон – дитя бурного двадцатого века (хотя изобретен в девятнадцатом), запевала в джазе и регги, инструмент-горлопан и имитатор. Возможно ль «впрячь в одну повозку// коня и трепетную лань?». Оказалось – можно! И эта упряжь, и та повозка – Гармония и Любовь!

Инструментальный ансамбль «A-DUO» — Айдана Карашева (арфа) и Юрий Таштамиров (саксофон) сложился в 2013 году в стенах Московской консерватории и объединил двух талантливых молодых исполнителей. Уже с первых совместных концертов оригинальное сочетание двух столь непохожих инструментов, изысканное и утонченное, не смогло оставить публику равнодушной, а их выступления стали пользоваться неизменным успехом у слушателей.

В первом отделении концерта прозвучали классические произведения: Генделя, Шопена, Шуберта, Дебюсси. Когда объявили «Венгерский танец» Брамса, невольно подумалось: а как это будет звучать – без скрипки?! Вполне задорным вышел танец; нежная арфа справилась. Справедливости ради, партия саксофона в классике звучала немного плоско, что ли.

Другое дело – более современные произведения, ритмичные, джазовые композиции: Миллер, Пьяццолла, Гершвин, где для саксофона Юрия Таштамирова была своя стихия. Однако для арфы были приготовлены свои «кунштюки». К примеру, публика познакомилась с творчеством Деборы Хенсон-Конант — легендарной американской джаз-, фолк-, блюз-, фламенко-арфистки. Ее «Барочное фламенко» в исполнении Айданы Карашевой прозвучало современно и страстно. Так что арфа – это не только инструмент из клишированного образа «райского благозвучия», но и вполне современный и даже модный; годный хоть для исполнения партий классического «кончерто гроссо» на престижных сценах, хоть для выступления в джаз-клубе (благо электроарфа это позволяет), хоть для сопровождения национальных танцев – и танго, и баркаролы, и тарантеллы.

Так что, вооружась новыми знаниями и перефразируя фразу командира поющей эскадрильи, уверенно скажем: «Бубна нет – возьМИте арфу!».

ФАвориты и ФАнаты оперетты

Оперетта – это праздник, это шоу. Искрометные пикировки героев, сладострастные дуэты, комические ситуации, лихой канкан и непременный хэппи энд. Да, это то самое лицедейство, которое шествует через века – от древнегреческих и римских комических представлений, юмористических перфомансов в средневековых замках и на площадях, водевилей и бурлеска бродячих театров… Мы все уже давно знаем: как зовут собаку Шольца и кто скрывается под маской Мистера Икса, где в юности служила матушка Эдвина, каково поголовье свиней барона Зупана, и так далее… Но все равно – оперетта нас манит и притягивает.

Что тут поделать? – нового в жанре классической оперетты нет и, по-видимому, не предвидится. У нее серьезный конкурент – мюзикл, где действие более сложное, далеко не всегда веселое и заводное. На всех свободных сценах столицы «дают» мюзиклы – драматические и комические, отечественные и импортные, детские, ностальгические… А оперетта, даже в своем родном доме, Московском государственном академическом театре оперетты имеет лишь маленький люфт, чтобы протиснуться между «Графом Орловым», «Анной Карениной» и «Монте-Кристо». Впрочем, на днях прошла премьера «Веселой вдовы» Франца Легара, и по отзывам знатоков — постановка весьма интересная. В премьерном спектакле принял участие и наш новый знакомый Максим Катырев. Впрочем, этого певца с красивым баритоном мы достаточно часто видим в телепрограмме «Романтика романса».

Концерт под громким названием «Короли оперетты» (имелись в виду, конечно же, знаменитые авторы – Кальман, Дунаевский, Легар…) прошел достаточно стандартно, прозвучали те самые, хорошо знакомые и любимые сцены и арии – из «Принцессы цирка», «Вольного ветра», «Сильвы». Девушки кордебалета «ГраЭль» демонстрировали хорошую выучку, ведущие солисты – звездная пара Максим Катырев и Юлия Гончарова, а также Владислав Кирюхин срывали заслуженные аплодисменты. Правда, показалось, что голос певицы не очень подружился с акустикой зала. Но это ничуть не помешало фанатам классической оперетты уйти с концерта с хорошим настроением, а артистам – расширить географию выездных концертов.

«…А ты СОЛЬ добудь!» (В. Маяковский)

«Дуэль в стихах. Маяковский – Есенин». Еще одно погружение в культуру перелома эпох, и снова – про странные сближенья.

19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского. К этой дате три товарища – артисты московских театров Илья Олейников, Иван Пищулин и Леонид Семенов подготовили литературно-музыкальную композицию по произведениям двух поэтов-антиподов, двух ярких звезд десятых-двадцатых годов прошлого века – Маяковского и Есенина.

Тест Анны Ахматовой «Чай или кофе? Кошка или собака? Пастернак или Мандельштам?» логично дополнить выбором — «Маяковский или Есенин?». Так, на поверхностный взгляд, противоположны эти любимцы публики начала ХХ века, когда уж точно поэт был больше, чем поэт. За прошедшие десятилетия очень менялось отношение к каждому из них – как при жизни, так и после ухода. «Суконно-посконного» Сергея Есенина было велено забыть, а это верный признак того, что будут читать – и читали! — в самиздате. Маяковского как певца революции рекомендовано чтить и затверживать наизусть «Левый марш» и про советский паспорт. Ясное дело, что малопонятные для пятиклассника «тучкины штучки» вставали колом в горле. Дай Бог, если в старших классах попадется учитель-словесник, способный заразить своей любовью к «горлану-главарю»! По субъективному мнению (опрос семьи), в настоящее время Есенин популярен в младшей школе и в старшей возрастной группе (песни на стихи). В тренде Маяковский, примерно как Че Гевара,– глас эпохи перемен!

Но мы о концерте, прекрасном поэтическом вечере, который подарили нам три молодых артиста. Композиция была легка, как акварель, несмотря на глубокое погружение в две талантливые, яркие, трагические судьбы. Скорее, это не дуэль была, а созвучие творчества этих непохожих по стилю, но связанных эпохой, с ее возможностями и страданиями, поэтов. Давно не помню такой звенящей тишины в зале, когда звучали стихотворения, многие из которых знаешь наизусть. А какой эффект натянутой струны задавало музыкальное сопровождение на баяне и аккордеоне!

Парни были столь скромны, что не познакомились с публикой чуть ближе. После концерта я поговорила с музыкантом творческого трио Ильей Олейниковым. Он признался, что автор программы Леонид Семёнов. Для сопровождения литературного вечера были выбраны три композиции Астора Пьяццоллы («Прощай, дедушка», «Танец ангела» и «Силь ву пле»), Владислава Золотарева («Ферапонтов монастырь», тема «У фресок Дионисия»), Сен-Санса и джазового аккордеониста Ришара Гальяно. Так что несколько новых имен прибавилось в копилку знаний осташковских меломанов.

Спасибо артистам за встречу с любимыми поэтами. А предваряя юбилей Владимира Владимировича, процитирую Марину Цветаеву: «Владимир Маяковский на своих длинных ногах ушагал от нас куда-то далеко за поворот, и долго еще будет нас там поджидать…».

Романс. Без ансамбЛЯ

Ирина Крутова, имя которой достаточно хорошо известно по участию в телевизионных музыкальных проектах, была представлена как солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной. И пару лет назад она, действительно, принимала участие в нашем фестивале в сопровождении этого известного коллектива под управлением Дмитрия Дмитриенко.

Но репертуар популярной певицы достаточно широк, и на этот раз она представила программу «Звезда любви», составленную преимущественно из романсов. Предваряя выступление, она заинтриговала публику тем, что будет исполнено много романсов незаигранных, нечасто исполняемых, и выразила уверенность в успехе программы у зрителей.

Успех был, не отрицаю. Звучали, действительно, замечательные музыкальные произведения в жанре русского романса, так распространенного столетие и чуть менее того назад. Оскар Строк, известный как «Маэстро танго» с балтийских берегов, написал и прекрасные романсы – «Голубое письмо», «В нашем старом саду». Писали романсы Покрасс, Прозоровский, Борис Фомин (из-под его пера вышел известный романс предвоенного времени «Саша») и другие. Не названные, правда, в формате концерта. Впрочем, про композитора вокального произведения «Зимняя ночь» на сокровенное стихотворение Бориса Пастернака знать и не захотелось…

Заметная часть концерта была посвящена песенному наследию Клавдии Шульженко – «Руки», «Я не ревную» и другие. Это похвально: мелодичные, элегантные, точно мини-спектакли, исполненные когда-то легендарной певицей, хранятся в памяти старшего поколения как дорогая сердцу реликвия.

Наконец, прозвучало несколько популярных эстрадных песен, в том числе из репертуара Аллы Пугачевой. Певице подпевал зал. Иногда для этого она делала паузы, призывая влиться в общий хор, ка делают аниматоры.

Ирина Крутова, безусловно, вокалистка сильная. Голос мощный – казацкая дивчина. С регистра на регистр переходит правильно. Репертуар очень богатый. Может быть, ее импресарио что-то не так понял? Не подсказал, что фестиваль у нас, на Селигере, особенный, с историей; зал для выступления овеян славой великих музыкантов. Вот как бы здесь без цыганщины, без перехлеста за рамки вкуса здорового, воспитанного на традициях слушателя…

А аккомпанемент на портативном рояльчике был весьма хорош. Концертмейстер программы «Звезда любви» Оксана Петриченко играла, как целый ансамбль. Да что там ансамбль – оркестр!

Подготовила Наталья НиКОЛАЕВА
Фото Анны Бернер

Добавить комментарий