Произведения кузнечного и литейного искусства всегда рождаются в результате тяжелого физического труда. И кузнецы, и литейщики во все времена — это неутомимые труженики, имеющие дело с огнем и металлом, послушным только искусным рукам.

Независимо от того, делал ли кузнец украшение, крест на церковную главку или сугубо утилитарную вещь, нужную в любой избе, — светец для лучин или сечку для капусты, он старался сделать ее красивой.

Кузнечный промысел имел важное значение в экономической жизни Осташкова: около десятой части коренного и довольно значительной части пришлого населения города находило в этом ремесле средства к своему существованию. Целые кварталы в Осташкове были заняты кузницами, в которых с утра до позднего вечера раздавалдся стук молотов.

Processed with VSCO with n1 preset

Возникло кузнечное ремесло очень давно, вместе с рыболовством и лодочным производством, так как для рыболовных лодок всегда нужны были уключины, цепи, скобы, якоря, гвозди. В XVIII столетии кузнечное ремесло в Осташкове достигло весьма высокого развития. В это время здесь были мастера, изделия которых отличались изяществом и имели активный далекий сбыт. В XIX столетии ремесло еще более развилось и расширилось.

В осташковских кузницах изготавливали разного рода топоры, косы, серпы, кирки, мотыги, шины, подковы, шилья, крюки, лемехи для сох, ножи, ножницы. Всего кузниц в Осташкове — 93; из них некоторые имели от двух до четырёх горнов.

По сведениям, собранным в 1877 году, в городе Осташков занято было кузнечным ремеслом 402 человека. Из них 135 человек имели звание мастеров, 239 подмастерьев, а остальные 28 были ученики. В ученье к кузнечному мастеру поступали молодые люди не ранее 15 или 16 лет от роду. Срок полного обучения был пятилетним. В течение этого времени молодые люди жили на хозяйском содержании и некоторые из них, более способные, уже с третьего года исполняли настоящие кузнечные работы, не требуя со стороны хозяина никакого вознаграждения за свои труды.

Работы в кузницах проводились в течение целого года, за исключением праздничных и других пригульных дней. Работа начиналась в иных кузницах с трёх часов утра, в иных с четырех; заканчивалась же почти во всех кузницах в восемь часов вечера.

С Егорья (23 апреля) до Успения (15 августа) полагался отдых с обедом до 2-го и 3-го часа по полудни; с Успенья же и до Егорья отдыха в течение дня не полагалось. В большей части кузниц рабочий день длился 13 часов, а в некоторых — 14.

Некоторые из хозяев кузниц нанимали себе рабочих со стороны. Мастеру — кузнецу на хозяйском содержании полагалась в год плата 150-300 рублей и более, в большинстве же случаев на хозяйском содержании платили от 150 до 200 рублей. Молотобойцу на хозяйском содержании полагалось в неделю от 2,5 до 3 рублей. Работы молотобойцев в Осташкове исполняли большей частью подмастерья, люди, знакомые с кузнечным мастерством и способные на время заменить самого мастера.

Кроме того, во время весенних и летних полевых работ, временным рабочим — мастеру и молотобойцу, прибавляли к получаемой ими плате каждому по 50 копеек в неделю. Каждый мастер с молотобойщиком мог выделать в день: топоров от 10 до 15 штук, кос до 8, серпов до 30, а в год до 3000 топоров, или до 2100 кос, или 7500 серпов.

Главных промышленников кузнечных изделий в Осташкове (они же и главные закупщики железа и стали для кузнечных изделий) было трое: Мосягин, Антонов и Шишкин.

У Мосягина изготавливались в значительном количестве разного рода и достоинства топоры (плотничьи, дроворубные и особые, по заказу военного ведомства с 1869 года), косы, серпы и в незначительном количестве кирки, мотыги, ножи и ножницы. Некоторое время ежегодно топоры Мосягина требовались Североамериканской компании и Санкт- Петербургскому Адмиралтейству для постройки кораблей. В течение года на производство своих изделий Мосягину требовалось одного железа до 10000 пудов. Для большего удобства и для скорейшего производства в кузнечном заведении Мосягина имелась паровая машина. В 1849 году на выставке в Санкт-Петербурге департаментом мануфактур торговли Мосягину присуждены медаль и диплом за изделия кузнечные. На выставках в Москве и Петербурге за свои изделия Мосягин также получал награды.

У Антонова изготавливались топоры и косы. Шишкин свои кузницы отдавал в аренду различным лицам с платою в год за каждую 10 рублей. Из закупаемого им железа большую часть отдавал для выделки разным кузнецам на сторону и получал от этих изделий 10-15 копеек с каждого рубля, затраченного им на покупку железа и стали.

В Осташкове находились менее значительные кузнечные промышленники, занимающиеся ремеслом самостоятельно в своих кузницах, с наймом для себя со стороны одного или двух рабочих (если таковых не было в семействе), изготавливали изделия или по заказу от других значительных промышленников, или для местного употребления в городе и уезде. Всего таких самостоятельных кузнецов в городе было 22 человека.

Главными кузнечными промышленниками в Осташкове железо и сталь покупалась на Нижегородской ярмарке, а от них уже раскупалась другими промышленниками и кузнецами города.

Уголь для кузниц по большой части доставляли в зимнее время (преимущественно в феврале) уездные крестьяне по 23 копейки за куль.

По сведениям, собранным от самих промышленников и кузнецов, видно, что в течение года перерабатывалось на осташковских кузницах на разные изделия железа от 26000 до 30000 пудов. Полагая за каждый пуд, по средней покупной цене, 2 руб. 25 коп., получим ценность всего перерабатываемого железа около 70 000 рублей да прибавить на каждый пуд железа не менее 7 фунтов стали, которой на все количество перерабатываемого железа требуется до 5000 пудов (ценою в 5 рублей пуд), получим ценность перерабатываемой стали в 25000 рублей. Следовательно, ежегодно перерабатывалось в Осташкове железа и стали на сумму 95000 руб.

20 февраля 1925 года был открыт завод «Смычка», который продолжил славные традиции осташковских кузнецов.

А как сегодня обстоят дела у кузнецов? Кузнец — специалист широкого профиля. Кузнечное мастерство включает в себя и ковку, и сварку, и литье и еще много чего. Как бы не был романтичен ареал кузнеца, стоит понимать, что это, помимо искусства, тяжелый труд. Кроме главного молота, в кузне есть множество других тяжестей, а это — значительные физические нагрузки. Ещё надо учитывать, что кузница — место жаркое, в котором доходит до таких температур, которые в бане на лавке не все выдерживают. И помимо всего прочего — повышенный уровень шума и присутствие в воздухе химических веществ. В общем, работа кузнеца на официальном уровне отнесена к работам в неблагоприятных условиях.
Кузнец — профессия очень редкая, а потому востребованная. Спрос на мастеров велик. А вот специальных учебных заведений в России не так много, и поэтому опыт ремесла передается из поколения в поколение только практическим путем. И очень отрадно, что в нашем городе это ремесло не забыто. Местные кузнецы свято хранят осташковские традиции.

Татьяна МИРОНОВА, старший научный сотрудник Осташковского краеведческого музея.

Использована литература: В.И. Покровский «Историко-статистическое описание города Осташкова»,1880 г.; В.П. Успенский «Записка о прошлом города Осташкова Тверской губернии», 1893 г.; Л.Э. Калмыкова «Народное искусство Тверской земли», 1995 г.

Добавить комментарий