23 июня состоялось открытие XXXV Международного фестиваля искусств «Музыкальные вечера на Селигере».

Увертюра

5 июля 1988 года концертом Московского камерного оркестра под управлением Игоря Жукова был открыт первый фестиваль классической музыки «Музыкальное лето Селигера». С тех пор летний праздник всех муз в нашем маленьком городе называют «Осташковский феномен» за верность традициям.
Подумать только: тридцать пять лет, через перипетии творческого и экономического характера, через грань тысячелетий, через преломление спектров политики, вкусов и пристрастий мы его перетащили и постарались сохранить формат этого праздника как пропаганду лучших образцов классического искусства. Ну не молодцы ли?!

Менялись ведущие, концепция и название фестиваля: с 1998 года он называется фестиваль искусств «Музыкальные вечера на Селигере». Расширились его жанровые рамки – к радости одних и как предмет критики для других. Сегодня на концерты фестиваля искусств приходят уже правнуки тех, кто в конце восьмидесятых, не веря своему счастью, занимал места во вновь устроенном зале в бывшей трапезной Воскресенской церкви. А спустя уже несколько лет горделиво говорили своим друзьям – столичным меломанам: «Женя Кисин? Да, конечно, слышали! Как самозабвенно играл! Борис Штоколов? Разумеется, приезжал! Своды дрожали! Сережу Главатских очень рекомендуем… Ну а Ирина Константиновна всегда с нами – а как же?!» Конечно, конечно же! – незабвенная богиня искусств Ирина Константиновна Архипова, добрый ангел и беспристрастный камертон.

Любовь Петрова, солистка Метрополитен Опера (2002 г.). «Меня поразило, что цикл немецких романсов не только нашел отклик у слушателей, но и был воспринят с такой эмоциональной отдачей, которая бывает только в очень подготовленных аудиториях. В этом я вижу, в первую очередь, заслугу Ирины Константиновны Архиповой. Она стояла у истоков этого фестиваля, она его верный и преданный участник и наставник, она ежегодно привозит сюда ярчайших представителей современной музыкальной культуры…».


На церемонии открытия со сцены Дворца культуры звучали слова приветствия в адрес участников, зрителей и гостей фестиваля. Заместитель министра культуры Тверской области Оксана Миронова зачитала приветственный адрес губернатора области Игоря Рудени, в котором он подчеркнул значение «Музыкальных вечеров…» как одного из значительных событий в культурной жизни региона; воздал должное его основателям и организаторам. Заместителю главы администрации Осташковского городского округа Светлане Уткиной выпала честь открыть юбилейный, 35-й фестиваль искусств. Она сердечно поблагодарила всех зрителей, участников первого концерта, всех, без чьей деятельной поддержки не смог бы проходить этот ежегодный, всеми любимый праздник. И в первую очередь – правительство Тверской области.

Фестиваль был открыт. Обнаружив в его весьма разнообразной программе семь концертов, как было не соблазниться на аналогии со звуковой гаммой?

От Оки
ДО Селигера

Традицией стало начинать фестиваль «Музыкальные вечера на Селигере» выступлениями больших коллективов – будь то оркестр, хор или хореографический ансамбль. В этот раз совместились три жанра: на концерте Рязанского государственного академического русского народного хора имени Евгения Попова зрители насладились и русской песней – как народной, так и созданной в недавние десятилетия отечественными авторами; и танцами, и «живой» музыкой, так как выступление рязанцев сопровождал октет музыкантов.

Как уже замечалось в наших обзорах, у каждого народного коллектива есть своя «изюминка»: костюмы ли, сюжет, национальный колорит. Рязанцы представили программу, которая называется «Золотая коллекция», где соединили то, что собрал по крупицам Рязанский народный хор за девяносто лет своей истории. Он был создан в 1932 году в селе Журавинка, наследуя церковному хору из разоренного храма. Вот такая сублимация народных и духовных традиций! В послевоенное время коллектив обзавелся хореографической группой. С 1950 года в течение более 35 лет хор возглавлял Евгений Попов, чье имя сегодня носит народный хор. В 2012 году художественным руководителем Рязанского государственного академического русского народного хора является Светлана Сухова. После концерта Светлана Валентиновна вышла на сцену поблагодарить зрителей за теплый прием, вручила памятный знак коллектива заместителю главы администрации Осташковского городского округа Светлане Уткиной.

Очень добротно сделана программа рязанцев! Отнюдь не провинциальность, а красивый региональный колорит преподнесли артисты. Начиная с костюмов, которые своей яркостью и своеобразным покроем отличаются от наших, верхневолжских: поярче солнце, покрасовитее наливные яблочки на берегах Оки! Здесь мы услышали песни и увидели танцы, характерные для родины чудо-богатырей, защитников Родины Евпатия Коловрата и Михаила Скобелева, композиторов Александра Александрова, Василия Агапкина, Анатолия Новикова и, конечно, поэта Сергея Есенина; несколько песен на его душевные стихи прозвучали в исполнении солистов и хора. И подлинным украшением концерта стала яркая финальная композиция — «Рязанская барыня». Как говорится в таких случаях, чистым, звонким стартовым аккордом фестиваля прозвучал концерт и наполнил позитивом и надеждой на новые, не менее запоминающиеся встречи с прекрасным.

РЕконструкция
образа великого
певца

Второй концерт был посвящен памяти Федора Ивановича Шаляпина, 150-летие со дня рождения которого отмечается в 2023 году. Даже для тех, кто знаком с творчеством этого великого русского певца многое на вечере под сводами Концертного зала Воскресенской церкви стало открытием. Музыкально-литературная композиция подготовлена и представлена солистами столичных театров, лауреатами международных конкурсов Андреем Архиповым (бас), Антоном Варенцовым (баритон, конферанс) и Данилой Чернецовым (баритон).
Ведущий, а его роль исполнял Антон Варенцов, с большим артистизмом рассказывал в красках о фактах биографии, а точнее – о яркой и драматичной жизни Федора Шаляпина по многочисленным воспоминаниям его друзей. Это было погружение в эпоху «Серебряного века» на переломе столетий и социальных потрясений, которая дала не только русской, но и мировой культуре плеяду гениев – композиторов, художников, литераторов, артистов театра, балета. Среди них был и сын крестьянина из Вятской слободки Федор Шаляпин.
Эмоциональный рассказ перемежался с вокальными номерами из репертуара певца – партиями из опер русских и зарубежных композиторов, народными песнями, романсами.

Каждый из участников концерта блеснул мастерством: Андрей Архипов (бас, солист оперного театра Московской государственной консерватории, также выступает на подмостках Большого театра) – артистизмом в создании маленьких музыкально-сценических шедевров в стиле Шаляпина: «Блоха», арии Варлаама («Как во городе было во Казани…» Мусоргского), дона Базилио («Клевета» из «Севильского цирюльника» Россини) и других.

Только начинающий свою, надеюсь, звездную карьеру Данила Чернецов, приглашенный артист «Геликон Оперы», с первого же выхода полюбился осташковскому зрителю. Заявленный как баритон, он исполнил партию Бориса («Борис Годунов» Мусоргского) ближе к басовому регистру, а в других композициях (князь Игорь в одно-
именной опере Бородина) – теноровые ноты звучали весьма уверенно. Красивый тембр голоса, широкий диапазон звучания; наконец, он просто красавец! Данилу без сомнения ждет большой успех. Проверено 35-летней историей фестиваля.

Антон Варенцов, солист Детского музыкального театра имени Наталии Сац, виртуозно владеет как голосом, так и сценическим искусством. Он мастерски вел вечер, ни на миг не отпуская внимания зала. А как исполнял свои вокальные номера! Коварный – и в то же время достойный жалости Сальери («Моцарт и Сальери»), страдающий Алеко («Алеко» Рахманинова), пафосный Андрей Щелкалов («Борис Годунов»), соблазняющий – и одновременно обреченный Демон («Демон» Рубинштейна).

Разумеется, когда на сцене бас, баритональный бас и баритон, а над ними незримо – Шаляпин, финал будет предсказуем. И вплывет судак, и запахнет ухой с юшечкой-пет рушечкой, и сладкие уста кумы-душечки позовут прокатиться с ветерком вдоль по Питерской!..
Прошедший концерт – хороший пример того, как можно достойно, без снобизма, но и не скатываясь в псевдо-популярность, пропагандировать высокое классическое искусство, быть понятными и понятыми. Аксиос!

Наталья Николаева
Фото Анны Бернер

Добавить комментарий