Образование получила в Тверском государственном университете, из которого вышла не только учителем начальных классов, но и педагогом-психологом. В школе было достаточное количество коррекционных классов и Лариса Вениаминовна стала на тот момент одним из первых педагогов-психологов в образовательных учреждениях района.

Тогда уже профессионально работала Нонна Константиновна Пинюгина из ЗАТО Солнечный. Она оказала большую поддержку молодому педагогу на старте деятельности. Сейчас Лариса Вениаминовна работает психологом с детками, у которых есть особенности в развитии — учащимися 5-11-х классов.


На первоначальном этапе работы приобрела удивительный опыт классного руководства, когда в классе были одни девочки. Всего было несколько выпусков и все — разные, впечатляющие, уникальные. Был и лицейский класс — любознательные, интересные, талантливые, путешествующие ученики. Оставило неизгладимые впечатления и классное руководство 5 «А» класса, который довела до 11 класса и выпускать который пришлось в сложной ситуации дистанционного обучения и пандемии коронавирусной инфекции. Дружба с подопечными длиною с 5 по 11 класс стала важным моментом в учебном процессе, а с некоторыми выпускниками общается и по сей день.

-Лариса Вениаминовна, в чём заключается ваша работа как психолога?

— Это диагностика особенностей развития учащихся, психологического микроклимата в коллективе, функции психологического просвещения и с детьми, и с родителями, и с педагогическим коллективом, работа с детьми и классом в ситуации буллинга, предостережение от влияния социальных сетей, таящих в себе опасность. Еще психологическое консультирование, а также коррекционно-развивающие занятия. Задача социально-психологической службы — психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной организации, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие. Здесь же — и адаптация учащихся первых, пятых и десятых классов, так как и приход в школу, и переход в следующее звено — это новая ступень в обучении. События, происходящие в настоящее время в стране, тоже накладывают отпечаток на работу. Так особое внимание со стороны педагогов и психологов уделяется детям из семей участников СВО.

Способ работы — тренинги и элективные курсы, в ходе которых ребята много общаются, учатся решать конфликты, бороться со стрессом, преодолевать трудности — всё это обязательно пригодится в жизни.
Например, в 10-11 классах есть электив «Технология конструктивного общения. Через упражнения, игры, обсуждения ребята запасаются необходимыми для дальнейшей жизни знаниями.
Интересная ниша преподавания — профориентационные занятия, проводимые в девятых классах. В прошлом году гимназия вошла во всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее». В рамках этого проекта дети проходят профориентационную диагностику, различного вида тесты, которые позволяют ребятам узнать о себе, своих личностных особенностях, качествах, которые пригодятся при выборе будущей профессии.

В гимназии — большая активная творческая составляющая педагогов и учащихся. И за чтобы ни брались, всё делаем дружной командой.
Когда я только пришла работать, в школе действовала команда КВН, где участниками были дети, но и педагоги не раз выходили на сцену. Писали сценарии, изготавливали декорации большой командой.
А через год на смену Вере Ивановне Шарниковой пришла Зинаида Михайловна Пашинская, с ней в школу пришла и Ирина Владимировна Андронова. Зинаида Михайловна стала родоначальником Республики Добрых Сердец. Старшеклассники с удовольствием подхватили эту идею. И вот уже более двух десятков лет мы живём в чудесной республике, где царят дружба, взаимовыручка и доброта.
После возвращения в гимназию из отпуска по уходу за ребёнком, мне предложили должность завуча по воспитательной работе — к тому моменту Ирина Владимировна ушла в отдел образования. Но по сей день продолжаю работать психологом.

-И как всё успеваете, ведь обе должности подразумевают большую нагрузку?

-Успеваю, хотя иногда приходится очень сложно — внедряются новые проекты, возникают новые веяния, в учебную программу вносятся дополнения, изменения.
Так, с нового учебного года во всех школах страны вводится новая должность «советник по воспитанию». Он будет вовлекать детей в разные общественные государственные детские и молодежные движения, в кружки и секции. В гимназии около двадцати объединений дополнительного образования, в которых занимаются более 70% учащихся. Здесь никогда не бывает скучно, всё время находишься в росте, в движении. Все наполнено своим смыслом. Недаром аббревиатуру РДС («Республика Добрых Сердец»), расшифровываем как «Развитие. Движение. Смысл».

В гимназии — большая административная команда, в которой у каждого — свои функции. Каждую весну
команда педагогов готовит семинар для профессионального педагогического общения с коллегами, этой весной он был посвящен функциональной грамотности.
У команды, состоящей из психолога, логопеда, дефектолога — свои важные функции.
Творческая команда состоит из организаторов-профессионалов и неравнодушных помощников-любителей.

Одним из детищ стал проект «Коммунарские сборы», возрождённый в 2009 году.
Цель сборов — собрать учащихся из разных классов, «перемешать» их, создать условия для совместного творчества, дружбы. Здесь было всё: и песни под гитару, и спортивные соревнования, и дискуссионные площадки, тренинги на сплочение, мастер-классы, на которых детей погружали в определённую проблему, и они учились находить её решение и творчески его воплощать.

Поначалу проводили сборы в деревенских школах, побывали практически во всех школах муниципалитета. Первый выезд был в школу в деревне Мошенка. Тогда к нам присоединились и учащиеся сельской школы. Сборы проводились во время осенних каникул, темы всегда были разные, с новыми идеями и интересными воплощениями. Но каждый раз всем было очень жаль расставаться. Ирина Владимировна Андронова не оставляла проект без внимания даже тогда, когда была заведующей отделом образования. Вскоре к коммунарским сборам присоединились наши друзья из Андреаполя, СОШ №2.

К сожалению, в 2020 году из-за пандемии собраться на сборы не удалось и проект был временно приостановлен.
Конечно, без творческой команды не обойтись. Любой праздник, любая творческая или социальная затея не обходится без красивого воплощения в хорошо режиссированных программах Марии Анатольевны Тихомировой, продуманном оформлении Марины Викторовны Рязановой, вдохновении учителя-словесника Наталии Юрьевны Павлиш, музыкальном сопровождении Анжелики Владимировны Пыльниковой и танцевальном творчестве Дмитрия Леонидовича Макарова.
Вне стен гимназии у Ларисы Вениаминовны — другая жизнь, личная, семейная. Дочь Даша окончила первый курс Тверского колледжа культуры имени Львова. Девушка выбрала направление, связанное с режиссурой. Будучи гимназисткой, попросилась в подмастерья к режиссёру школьного театра «Спутник» Марии Тихомировой и потихоньку обучалась у неё режиссёрскому и актерскому ремеслу.
Супруг Сергей по профессии инженер, сейчас работает в сфере туризма и сервиса.

Вместе с мужем и дочерью любит отдыхать на природе: ночевать в лесу в палатках, еду готовить на костре. В 2010 году жили в палатках полтора месяца. От такого отдыха — сплошная польза: солнце, вода, свежий воздух и долгожданные встречи с друзьями, которые приезжают из Тверской и Московской областей.
Как-то в один из отпусков налетел ураган, сильно потрепав палаточный лагерь, но это не остановило заядлых туристов. Они так весело отдыхали, что поближе к ним перебирались и другие гости селигерского края, предпочитающие «дикий» отдых.

Отдыхать наша героиня умеет и на даче, где есть мини-огородик, на котором выращивает лаванду. От забот отвлекает и рукоделие — разное в разные моменты жизни. Также ресурсы, потраченные за год, восполняет, плавая на каяке.

-В гимназии царит атмосфера, располагающая к развитию, это особенно ценно для педагогов с «моторчиком», — возвращается к жизни педагогической Лариса Вениаминовна. — Для меня же всегда были ценны активная позиция и понимающие, жизнерадостные люди, которые поддерживают и мотивируют на разного рода добрые, нужные и полезные дела.
Среди моих выпускников есть те, кто связал жизнь с педагогикой. Некоторые выпускники уже привели своих деток в школу. И так здорово, что их выбор — в пользу гимназии.


Ирина ТИНУС
Фото Лизы Алимовой и из архива Л.В. Сотник

Добавить комментарий