Эта миниатюрная брюнетка очень редко поднимается на сцену, дает интервью, делает оценки и комментарии. И тем не менее за 28 лет Раиса Николаевна стала очень близким нам человеком: начиная с первого фестиваля, она принимала самое непосредственное участие в его подготовке и проведении.

Сначала – как верная помощница, правая рука Ирины Константиновны Архиповой, связующее звено между музыкальным сообществом и Осташковом, а теперь уже на законных основаниях является художественным руководителем фестиваля. Сегодня ей слово.
— К моменту, когда начинается история селигерского фестиваля, работала в Союзе музыкальных деятелей, помогала Ирине Константиновне, которая возглавляла Союз. В стране проводилось большое число конкурсов, и как правило, я была ответственным секретарем жюри. По сути, на мне лежала масса административных обязанностей – встретить, разместить, организовать работу жюри. Это очень хлопотно, зато эта деятельность помогла познакомиться с огромным количеством деятелей музыкальной культуры, оценивать перспективы только начинающих творческий путь. И это всё очень пригодилось; старые связи и знакомства очень помогают в моей работе.
— Вспомните 1987-88 годы, когда родилась идея провести фестиваль классической музыки в Осташкове.
— Это показалось очень любопытным, Ирина Константиновна сразу поддержала инициативу Тверского музыкального общества. Перед первым фестивалем в Осташкове было несколько концертов классической музыки студентов класса Нины Львовны Дорлиак, и они имели успех.
— И все-таки волновались, когда ехали впервые: получится – не получится, придет ли публика?
— В принципе, уже на первых порах была видна серьезная подготовительная работа. И времена были такие, что если принято решение – то оно неукоснительно выполнялось. Помню, впервые приехав, сняла номер в гостинице. Оказалось, что все продумано с размещением на замечательной базе отдыха, с транспортом. Первые фестивали были достаточно напряженные, длительные по времени, по десять-одиннадцать концертов строго классического репертуара.
На сцену поднимались музыканты, чьи имена еще только-только становились узнаваемыми: молодой Михаил Плетнев, совсем юный Женя Кисин. Лауреаты конкурсов имени Чайковского и Глинки – это непременно. Некоторые из них впоследствии приезжали на Селигер уже именитыми, с опытом работы на самых престижных концертных площадках мира. Это сейчас, по прошествии почти трех десятилетий название селигерского фестиваля на слуху, а тогда не все даже представляли, что, кроме озера, есть город Осташков со славными культурными традициями. Ехали по зову великой певицы Ирины Константиновны Архиповой. Все-таки её авторитет был непререкаем, молодые, и не только, исполнители (особенно вокалисты) всегда волновались и ждали ее беспристрастной оценки. Очень ее не хватает…
За эти годы многое изменилось: фестиваль зародился в стране, которой больше нет на карте – СССР, и сам носил другое имя — «Музыкальное лето Селигера». Третье поколение ведущих фестивальные концерты. Пришлось пережить несколько довольно сложных периодов: в начале 90-х, когда разрушился Союз, в последние годы двадцатого столетия, когда пришлось изменить название. Была растерянность после ухода Ирины Константиновны: под чьей эгидой будет проходить фестиваль? Согласятся ли в ее отсутствие ехать на Селигер артисты с именами?
В этом году были очень серьезные опасения: регион был не намерен финансировать проведение «Музыкальных вечеров». Пришлось обращаться к временно исполняющему обязанности губернатора Игорю Рудене, письмо подписали видные деятели в мире искусства: Любовь Казарновская, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Мати Пальм, Дмитрий Вдовин. В письме мы обращали внимание, что «Музыкальные вечера на Селигере» — это сложившийся бренд не только для Селигера и Осташкова, но и для Тверской области, поддерживающий положительный имидж территории. Тем более, что в будущий год должен состояться фестиваль в 30-й раз! Это феномен в музыкальном мире! В своем ответе глава региона согласился с такой формулировкой и гарантировал финансовую поддержку. Что и произошло.
— Спасибо от всех осташковских меломанов и людей, которые специально приезжают на концерты. Изменился и сам фестиваль, расширились его жанровые рамки; он стал более демократичен…
— И мы считаем, что это правильно: сохраняя тенденции, заложенные в самом начале, идти на эксперименты, представлять зрителям новые виды сценического искусства. Органично в структуру концертных программ входят хореография, встречи с артистами театра и кино, эстрадная песня и романс, оперетта. Нынешний фестиваль был открыт лекцией-концертом колокольных звонов, что также оценила наша публика по достоинству. Ну а разговор о публике особый. Она настолько уже приучена к высоким образцам искусства за эти годы, что приходится очень пристрастно работать над программой. В предложениях недостатка нет, но мы стараемся, чтобы все предпочтения были соблюдены, было интересно зрителям разных возрастов и поклонникам разных направлений. Прислушиваемся к мнению зрителей и их пожеланиям.
Мне нравится, что осташковская публика всегда очень тепло встречает молодых исполнителей. К сожалению, сейчас стало меньше возможности приглашать лауреатов и дипломантов известных музыкальных конкурсов; этому есть свои веские причины. Но все равно ни один наш фестиваль не обходился без открытия новых имен. Считаю, что и другую миссию, взятую на себя, мы стараемся выполнять: приглашать заслуженных деятелей искусства, чтобы они чувствовали свою востребованность. К сожалению, они уходят – Штоколов, Эйзен, Золотухин, Бэлза, Беляева… А мы будем долго помнить и гордиться, что они выступали на «Музыкальных вечерах». Поддерживается и еще одна традиция: общение за рамками концертов. С блеском выступившая пианистка, профессор Московской консерватории Наталья Трулль на следующий день дала мастер-класс в Детской школе искусств имени И.К. Архиповой.
Селигерский фестиваль, помимо положительных эмоций от соприкосновения с высоким искусством, дарит много радости: от встреч с Селигером, природой, культурно-историческим наследием. Каждый год рада встрече с нашими гостеприимными хозяевами «Хижины» – Ольгой Васильевной и Валерией Васильевичем. А сколько теплых слов и пожеланий, приветствий слышу на каждом концерте! Лица узнаваемые, почти родные. И такие же, как правило, теплые отношения складываются с участниками концертов разных лет. При встречах, перезвонах обязательно интересуются, как там Осташков, как фестиваль?
Так что не сомневаюсь: за расставанием будет встреча – юбилейная, тридцатилетней выдержки!
— Так и будет! Будем ждать 30-й фестиваль искусств «Музыкальные вечера на Селигере».

Беседу вела
Наталья Николаева

Добавить комментарий