Забытые храмы и часовни Селигерского края

Мне хотелось запечатлеть наши деревни в мёртвый сезон. С трехметровым борщевиком вдоль заметенных снегом обочин, брошенными полями, безжизненными сиротливыми домиками и прочими драматическими признаками увядания. Деревень и сел в округе больше двухсот, и многие, если не сказать большинство, из них несут на себе отпечаток упадка. Куда отправиться? Нужен был символический ориентир.

Но обо всем по порядку. Первый короткий сюжет мы снимали в посёлке Сиговка. Хотели рассказать про руины водяной мельницы начала XIX века – не самая известная, но действительно интересная достопримечательность нашего округа. Мельница существовала на реке Сиговке уже в 1650 г. В 1683 г. цари Иван и Петр Алексеевичи пожаловали её Ниловой пустыни. Монахи основали здесь монастырское поселье, построив деревянные на каменном фундаменте дома для трудников и наемных рабочих, скотный двор и прочее. Нынешние руины представляют собой каменный цокольный этаж мельницы уже начала XIX века.

Часовня на пустоши Зимница

Недалеко от руин мельницы у дороги стоит аккуратная часовенка. Построена она в 1882 году.Кому или чему посвящена – неизвестно. Состояние этого объекта культурного наследия легко соотнести со всем тем, что его окружает. Часовня давно закрыта. Сильно обветшала. Нет креста на куполе. В какой-то период дверной проем, вероятно, умышленно был расширен или разрушен. Позже его варварски залепили белым силикатным кирпичом. Сама часовенка возводилась из красного кирпича. Сквозь металлические кованые решетки на окнах сегодня можно увидеть, что на сводах еще сохранилась роспись. Уже много лет на часовне у входа весит большая табличка: «ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧАСОВНИ ПРИНИМАЮТСЯ В МАГАЗИНЕ «ПРОДУКТЫ-ХОЗТОВАРЫ». Судя по её состоянию, жертвователей не нашлось.

Случайное посещение часовни в Сиговке натолкнуло меня на идею посетить и другие заброшенные культовые объекты Осташковского городского округа. Именно им было назначено стать маяками, ведущими сквозь хорошо известную нам провинциалам, но способную повергнуть в шок жителей больших городов, родину. Логика была простая. Если при нынешнем буме строительства и восстановления церквей и часовен до этих объектов дело так и не дошло, значит расположены они, скорее всего, где-то в тишайшей нетуристической глуши, куда всё никак не доберутся меценаты.

Церковь Успения в Щучьем

Село Щучье, принадлежавшее в XVII веке боярину Ивану Романову, располагается на берегу Щучьего озера в 42 км от Осташкова. На нашем пути от Осташкова особого внимания заслуживает деревенька Междуречье, которая, по факту, представляет собой одну улицу, вытянутую вдоль грейдера. Она сплошь состоит из плотно стоящих друг к другу аккуратных каменных домиков. Застройка хорошо сохранилась. Эта живописная деревня могла бы стать музеем под открытым небом, но ей не очень повезло с расположением – далека от воды и городской инфраструктуры.

Мимо похожих, но редко стоящих домиков, мы едем по Щучьему, пока не оказываемся у спуска в низину. В ней, словно в небольшой чаше, стоят руины Успенской церкви. Справа церковь огибает узкая дорожка, ведущая вглубь деревни. Слева открывается вид на заснеженные дали, средь которых только одинокая покосившаяся сараюшка.

Обратимся к книге А.А. Галашевича «Художественные памятники Селигерского края»: «После того, как в 1778 году в селе Щучье сгорела деревянная Никольская церковь, началось строительство каменной. Буквально за один год возвели трапезную с южным Никольским приделом, а храм, посвященный празднику Успенья, достраивали вплоть до 1790 года. Вскоре после освящения трапезной и южного придела к ним с запада пристроили колокольню, а северный придел сделали только после 1864 года, тщательно повторив декор старых частей здания. Невысокая каменная ограда вокруг церкви со святыми воротами, крытая тесом, появилась в самом конце XVIII или в начале XIX столетия. По композиции Успенская церковь отличается от осташковских построек этого времени. Тип храма — восьмерик на двусветном четверике, с граненой апсидой и трапезной с южным приделом — остается в рамках традиций, а приземистые пропорции и особенно убранство — совершенно иные. Объемы церкви подчеркнуто массивные».

А теперь о личных впечатлениях. Церковь по-прежнему окружена низкой кирпичной стеной с небольшими башенками, на одной из которых даже сохранился деревянный купол, и возвышающейся в центре аркой ворот. Выглядит она ненадежно и опасно. Как и всё вокруг — полуразрушенное, зияющее дырами, изъеденное трещинами, искаженное, кривое и норовящее покалечить случайных гостей.

Стена обозначает границы кладбища, на котором по сей день хоронят усопших. Встречаются могилы с целыми мраморными мемориальными композициями. Кладбище не забыто, но также в крайне запущенном состоянии. Всюду фрагменты кровли, кирпичи и сгнившие доски.
За последнее десятилетие церковь подверглась сильнейшим разрушениям. Рухнул шпиль на колокольне, обрушился купол на самой церкви. Утрачены кровля, некоторые внутренние и внешние стены. На территории церкви произрастают кустарники и деревья. Растительность пробивается сквозь стены и кровлю, разрушая то немногое, что осталось.Трещины пронизывают культовое сооружение сверху донизу. Мало что сегодня напоминает о том, что когда-то жители поселка Щучья и нескольких соседних селений молились здесь Богу.

Часовня Богоматери Троеручицы

Возникновение часовни Богоматери Троеручицы на озере Глубоком, по-видимому, связано с образованием монастыря Нилова пустынь. Отсюда монастырь впервые открывался идущему богомольцу, здесь же, покидая его, можно было в последний раз перекреститься на виднеющиеся вдали купола пустыни. Устройство подобных часовен при подходах к монастырям или городам было распространенным явлением.

Возле самой часовни пересекались две дороги и сходились границы земель нескольких ближайших сел. В таких местах обычно и возникали часовенки или ставились придорожные поклонные столбы с иконами. Кстати, икона с изображением Марии с тремя руками, держащей младенца Христа, находившаяся в часовне, особенно почиталась местными жителями. Один из историков прошлого века пытался даже объяснить возникновение тут часовни Троеручицы тем, что она служит как бы безмолвным памятником бывшего при совещании о мире трехсоставного(троеручного) посольства: Русского, Шведского и третьего, в качестве посредствующего к миру — Английского, почему-то забыв упомянуть Голландское. Часовня долгое время оставалась деревянной, и только в 1915 году построили каменную в традициях классической архитектуры.

Сегодня паломники, отправляясь по живописной дороге в знаменитую обитель монахов на автомобиле, могут легко проскочить и не заметить утопающую в снегах у погоста колокольню – это всё что сохранилось от часовни Богоматери Троеручицы. Вид на колокольню с дороги перекрывают небольшие молодые сосны и лиственные деревья.

Никакой тропы к колокольне, расположенной в десятке метров от дороги, нет. Мы пробирались к ней по сугробам мимо трансформаторной будки. Строение выполнено из красного кирпича и имеет два арочных входа и два арочных же окна. Лишь один вход, обращенный к лесу, прикрыт изъеденной ржавчиной кровельной жестью. От отделки, как внутри, так и снаружи, ничего не осталось, но кирпичная кладка сохранилась неплохо. Креста, как, впрочем, и колокола, строение лишено. Было бы интересно узнать, когда в последний раз был слышен звон этой колокольни?

Внутри нагромождение бетонных плит и деревянных крестов. При этом на плитах лежали искусственные цветы. На стене у металлической двери можно заметить три ламинированных листа с информацией про икону Божией Матери «Троеручица» и саму небольшую икону. О самой часовне, к сожалению, информации внутри мы не нашли.

Размышления в дороге

Во все времена человек искал Бога, а церковь следовала за человеком, чтобы даже в самой отдаленной глуши помочь ему найти верную дорогу. Сегодня новые церкви, неожиданно, возникают во дворах жилых комплексов. Кто-то, имея такую возможность, строит персональные часовни при загородных резиденциях. Не уверен, так ли необходима эта шаговая доступность (понятие, чаще возникающее в ряду с логистикой сетевых магазинов) церкви для жителей мегаполисов и весьма обеспеченных владельцев собственных земельных наделов и резиденций.

Вот в сёлах церкви нужны. И хочется, чтобы именно туда, следуя зову сердца, мимо брошенных деревень и зарослей борщевика, отправлялись паломники из столицы, меценаты и политики. Просто, чтобы заземлиться. Задуматься, что и великая река Волга берёт своё начало в глуши среди болот, а уже дальше набирает мощь, питает города с миллионами жителей и вращает турбины гидроэлектростанций. Так имеем ли мы, жители большой страны, право забывать о своих корнях и истоках, свысока и с пренебрежением относясь к деревням и сёлам?

В нашей группе «Редакция «Селигер» социальной сети «Вконтакте» опубликованы короткие видеосюжеты, посвященные описанным в публикации поездкам. Забегая вперед, скажу, что мы успели посетить еще несколько заброшенных церквей Селигерского края. Обязательно расскажем об этих поездках. Так что, продолжение следует.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий