Это египетское приграничье с Израилем – населенный пункт Таба, конец февраля – начало марта. К тому времени до Табы открыли авиарейс, так что все складывалось.
Была ли я в Египте? Визы нет – только синайский штамп, ни поселений, ни обычаев собственно египтян не наблюдала. Ведь Синай, а тем более Таба – это особый район Египта. Это не Африка, не Хургада и даже не Шарм-Эль-Шейх (хотя тот тоже на Синае). Этот кусок земли на западном побережье Эйлатского (Акабского) залива Красного моря переходил из рук в руки: сначала в 1967 году в ходе Шестидневной войны его завоевали израильтяне – и быстренько понастроили отелей и кемпингов по берегу. Потом, в соответствии с мирными соглашениями 1974 года, земли были возвращены Египту, однако Израиль выторговал себе право на льготных условиях пользоваться постройками в мирных целях. Понятно, что представители этих стран даже не скрывают своей настороженности и антипатии друг к другу, но соглашения выполняют, ну, а уж что касается туристического бизнеса – тут без слов. Поэтому каждую ночь караван автобусов тянется к израильской границе – туристы едут на Святую землю. Нам повезло. На наше путешествие выпал спокойный период взаимоотношений между странами. А то всякое бывает, не солоно хлебавши возвращаются туристы от границы.
Впрочем, сегодня я хочу рассказать о важной паломнической поездке на Синае – в монастырь святой Екатерины, к подножию горы Моисея.
Синай – место встречи континентов и разъединения морей. Здесь проходит путь из Африки в Азию, здесь мост между Средиземным и Красным морями. Так уж распорядился Творец, что именно эта земля – каменистая пустыня — стала важнейшим мировым перекрестком: фараоны, римские легионеры, подвижники христианства, мусульманские паломники шествовали по этому лунному пейзажу. Именно по этой пустыне 40 лет странствовали евреи, ведомые Моисеем из египетского плена. И при этом цивилизация практически обошла стороной Синайский полуостров: пустыня почти необитаема, если не считать небольших городков на побережье и одиноко стоящих отелей-форпостов (в таком мы и жили). Лишь бедуины перемещаются здесь со своими жалкими времянками, оставляя после себя в пустыне груды мусора.
Именно это место выбрал Бог, чтобы дать человеку свои заповеди. Человеком был, как мы знаем, Моисей, которого занесло к подножию горы Хориву. Там он женился, потом в пламени Неопалимой купины к нему явился Бог и велел вывести сынов Израилевых из Египта. И снова, теперь уже будучи во главе народа, который было зароптал на пути к земле обетованной, на этом же месте (гора сейчас носит имя пророка Моисея), состоялась встреча – на этот раз с целью передачи скрижалей веры. Спустя шесть веков здесь же, у этой горы обретал покой и уединение другой великий пророк — Илия. То есть эта точка земного пространства изначально была назначена для подвижничества и служения Богу .
Уже с III века нашей эры, в пору гонений первых христиан, в этот уголок Синайского полуострова стали стекаться отшельники. Терпели лишения от неласковой природы, от набегов кочевников; жили в одиночку, и лишь по праздникам собирались к Неопалимой купине. И когда христианство все же было признано официальной религией, монахи поставили у подножия горы Моисея крохотную церковь и башню для укрытия от кочевников. Так сложилась монашеская община, где наиболее известен стал благочестием и трудами Нил Синайский (Нил Столобенский считал его своим небесным покровителем).
К VI веку монастырь при покровительстве византийских императоров окончательно сформировался, и с тех пор никогда не закрывался. Пережил арабское завоевание полуострова, крестовые походы (и даже эти охочие до раритетов «паломники» не посмели покуситься на древности!), затем годы османского правления. Наполеон, завоевав эти земли, лично гарантировал общине свое покровительство. В 1966 году монастырь на Синае отметил свое 1400-летие. Уму непостижимо!
С XI века монастырь Преображения известен также как монастырь святой Екатерины. Доротея (светское имя) родилась в Александрии, была дочерью аристократических родителей. Получила превосходное образование. Недостатка в женихах не было, но она их всех отвергала. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе – женихе души и обратил ее в христианство.
Эта девушка смело вступала в дискуссии с мудрецами, заявляя о своей вере. Ее пытали, но и тогда она проповедовала учение и обращала в христианство ученых мужей, римскую аристократию и даже членов семьи императора. Ее подвергли мучительной казни колесованием. После казни тело Екатерины исчезло – ангелы перенесли его на самую высокую гору Синая, которая теперь носит ее имя. Спустя годы, синайские монахи перенесли останки святой в монастырь, поместив в золотую раку.
Монастырь напоминает крепость: его даже толком и не сфотографировать. И внутри – тоже. Одна из путешествующих с нами дам закапризничала: что это, и все?! Везли три часа, а смотреть нечего! Всё по вере дается. Смотреть – в общем понимании – можно очень немного. Монастырь состоит из базилики – основного храма и двенадцати часовен. Узкими закоулками двора проходим в непросторную церковь. Командуют на входе-выходе … бедуины: так повелось исстари, им поручено охранять монастырь и быть его слугами. А вообще община живет по законам греческой православной церкви. Русских паломников особенно привечают: после приложения к мощам святой Екатерины монах-грек подает два колечка с монограммой монастыря. Говорят, это в знак признательности русским государям, которые делали большие вклады. Особенно отмечают Александра II, который подарил шесть колоколов. Обращаем внимание на мозаичную фреску, которой украшена апсида церкви: Преображение Господне. Говорят, утром мозаика особенно хороша, когда одежды Христа и его лицо сияют, как в евангельском повествовании. Все это очень быстро – следом идут другие группы.
Снова узкий двор; идем к Неопалимой купине. Какое-то лиановидное растение с мелкими листьями; близко, конечно же, не подпускают (иначе на гербарии всю разобрали бы). Говорят, много раз растение пытались размножить. Нет, ничего не получается! Можно еще сходить в библиотеку, заглянуть в лавку паломника. Дальше экскурсантов не пускают.
Выйдя из монастырских ворот, смотрим на гору Моисея. Это на нее каждую ночь поднимаются сотни паломников, чтобы встретить рассвет: говорят, в этот момент отпускаются все грехи. Думаю, традиция все-таки пошла не от мирского желания что-то поиметь за свое усердие, а как бы символизировала встречу пророка Моисея с Богом, когда он передавал скрижали веры. Блуждание в ночи – и вот оно, истина-солнце!
Не решилась на подъем в этот раз. Значит, будет повод вернуться в эти священные библейские места…
Наталья Николаева