При этом для всех стало заметно, что в Стратегии неожиданно мало представлена жемчужина Тверской области: популярный уже не одно десятилетие, принимающий в отдельные годы до миллиона туристов Селигер. Будем надеяться, что это лишь случайная недоработка.

У «Тверских ведомостей» давние и прочные добрые отношения с Селигерским краем и его столицей Осташковом. Здесь помнят и чтут память Владимира Захаровича Исакова, сделавшего своими книгами очень многое для того, чтобы Селигер стал ближе, понятнее, роднее и для людей, постоянно живущих в этом краю, и для приезжающих сюда на отдых.
Мы с большим удовольствием приняли приглашение Осташковской межпоселенческой центральной библиотеки провести на их площадке выездной пресс-центр «Тверских ведомостей».
Тема была выбрана «Туризм в Осташковском районе и национальный парк «Селигер». Актуальные проблемы и перспективы». Присутствовали представители общественного движения «Селигер-2012» Лидия Олейник, заведующая музеем природы Селигерского края Татьяна Белышева, главный редактор газеты «Селигер» Наталья Николаева, главный редактор газеты «Край Селигерский» Александр Романов, заместитель директора государственного опытного охотничьего хозяйства «Селигер» Надежда Карпова, заместитель председателя общественной организации «Селигерская юность» Артём Воробьёв, директор ООО «Киностудия А. Карпова» Надежда Василькова. В качестве эксперта-эколога в Осташков приехал директор экологического центра Тверского государственного университета Александр Сорокин.
– Национальный парк на Селигере нужен, – отметила Лидия Олейник. – Но идея его будет буксовать до тех пор, пока не будет единения позиции районных и городских властей в Осташкове, всех здравомыслящих людей, что нужно спасать озеро, спасать особо охраняемые природные территории. Туристу неуютно сейчас в Осташкове из-за плохого состояния дорог, отсутствия хороших парковочных мест для автобусов, плохого обеспечения города туристической инфраструктурой, безобразного состояния памятников архитектуры. Неуютно в районе из-за мусора на берегах, хаотичной застройки, многочисленных фактически незаконных вырубок в особо охраняемых территориях. Решать эти и другие проблемы нужно комлексно.
Александр Сорокин ознакомил присутствующих с практикой национальных парков в современной России и идеей такого парка на Селигере:
– Идее национального парка на Селигере больше ста лет. Было несколько попыток создать его. Еще в начале 1990-х появился проект национального парка, в 2011 году было разработано эколого-экономическое обоснование национального парка «Селигер». Мы надеялись на его появление в прошлом году. В проекте федеральной концепции развития особо охраняемых природных территорий на 2012 год национальный парк «Селигер» был, но в окончательный вариант концепции так и не вошел. А между тем, за два десятилетия, пока мы не можем создать национальный парк на Селигере, в Архангельской области созданы уже четыре национальных парка. У наших ближайших соседей созданы «Валдайский национальный парк» в Новгородской области и национальный парк «Смоленское Поозерье» – в Смоленской. И это при том, что больше половины «Смоленского Поозерья» находится в Тверской области (Жарковский и Бельский районы), а Валдай практически весь на нашей территории. Но парки созданы не у нас. В глазах экологов Тверская область выглядит хуже соседей. Стыдно. У нас часто высказывается такая идея, почему национальный парк «не проходит»: «он будет мешать людям». Но Тверская область дает 76 процентов воды, питающей Московскую агломерацию. Нашу воду пьют десятки миллионов человек. Национальный парк поможет сохранить уникальный природный механизм, дающий чистую питьевую воду. Национальный парк – это механизм, позволяющий защитить уникальные природные богатства Селигера.
Мешает ли национальный парк развитию туризма на Селигере? Вопрос вызвал горячее обсуждение в пресс-центре, поскольку туризм в Осташковском районе имеет, как известно, две составляющие: организованный и «дикий». Для развития кластера организованного туризма в последние годы сделано многое, построены десятки баз, рассчитанных, правда, больше на состоятельных отдыхающих. Главное, что вызывает вопросы к потоку стихийных, «диких», туристов, – это крайне низкий уровень экологического образования большинства из них. «Корень зла – отсутствие экологического просвещения», – сказала Надежда Василькова, а Надежда Карпова отметила:
– Я, как представитель охотхозяйства «Селигер», выступаю за развитие небольших туристических баз и организованных стоянок. Неорганизованный туризм наносит огромный ущерб экологии озера, нам приходится постоянно заниматься вывозом мусора с его берегов. Необходим работающий механизм воздействия на неорганизованных туристов.
В репликах и уточнениях участников пресс-центра прозвучала концепция национального парка как мозаики различных территорий, статус которых четко регулировался бы на законодательном уровне. Это особо охраняемые природные территории, на которых хозяйственное воздействие человека на природу было бы минимальным, но рядом с ними должны быть территории, на которых хозяйственная деятельность возможна. В каком качестве – необходимо законодательно решать в каждом случае с привлечением специалистов-экологов. В окрестностях Осташкова есть туристические базы, владельцы которых на неудобьях смогли произвести рекультивацию земель. Но, к сожалению, есть и примеры обратные, когда хозяйственная деятельность владельцев наносит непоправимый ущерб особо охраняемым природным территориям, а привлечь виновных к ответственности очень трудно.
Александр Романов высказался так:
– Многие жители района опасаются национального парка, поскольку ждут ограничений для себя в пользовании водой, лесом, берегами. Насколько эти опасения оправданы? Как правило, за ними стоит незнание особенностей национального парка, для чего он создается.
Жители Осташковского района не против национального парка. Не против они и развития туристического сектора в экономике. Но главное, чего хотелось бы на Селигере всем жителям и патриотам этого края, – туризм должен развиваться для людей, с максимальным уважением к их интересам. Чтобы статус особо охраняемых территорий был законодательно подтвержден, чтобы этот статус был законом для всех.
Павел ИВАНОВ
Пресс-центр «Тверских ведомостей»
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ

Добавить комментарий