В последнее время многие жители Осташковского городского округа полюбили рассуждать о рекордах, которые наша территория якобы бьёт, возглавляя антирейтинги по убыли населения. Убежденность в этом крепнет стараниями обиженных на жизнь «просветителей», промышляющих кликушеством и ежедневными апокалиптическими пророчествами на страницах местных сообществ социальной сети «Вконтакте».
Скажу сразу, что радоваться нам особенно нечем и население, действительно, убывает. Убывает оно по всему региону, не исключая областной центр — город Тверь. Молодежь, как это было всегда, уезжает из провинции в большие города. Благосостояние наше оставляет желать лучшего и большего, что сказывается на рождаемости.
При этом Тверская область также не возглавляет антирейтинги и не входит в число субъектов с самой большой убылью населения. В них за последние три года мы увидим Саратовскую, Кемеровскую, Нижегородскую, Ростовскую, Самарскую и Омскую области, Алтайский край…
Если говорить о всей стране, то показатели естественного и миграционного движения населения в субъектах РФ за период 2018-2020 годов свидетельствуют о сложной демографической ситуации, вызванной естественной убылью населения, которая не компенсировалась миграционным притоком. Эксперты поясняют, что сильнее всего на ухудшение демографии повлиял 2020 год, когда основное влияние на демографические процессы оказала пандемия коронавируса. Данные показывают: по сравнению с 2019 годом убыль населения в 2020 году выросла в 18 раз! При этом смертность выросла на 18%.
Но нас ведь, прежде всего, интересует Осташков? Что ж, рассмотрим коэффициенты рождаемости, смертности и естественной убыли населения за январь-август. В 2020 году в Осташковском городском округе на 1000 человек приходится 9,6 новорожденных, в 2021 — 8,4.
Умерших в 2020 году (все показатели также на 1000 человек) 17,1, а в 2021 — 20,9. Естественная убыль на 2020 составляет минус 7,5, а на 2021 — минус 12,5.
Сравнивать будем с нашими соседями. Естественная убыль населения в Пеновском муниципальном округе в 2020 году — минус 18,4, в 2021 году — минус 18,1; в Селижаровском в 2020 году — минус 12,1, в 2021 — минус 15,4; в Андреапольском в 2020 году — минус 11,5, в 2021 — минус 18,1; в Кимрском городском округе в 2020 году — минус 16,2, в 2021 году — минус 23,1; в Ржевском в 2020 году — минус 10, в 2021 году — минус 14.
Можно продолжать, но цифры говорят о том, что в Тверской области убыль населения наблюдается во всех городах, и наш округ далеко не рекордсмен. Лучше чем у нас (если уместно вообще говорить слово «лучше», когда речь идет о вымирании городов) дела за последние два года обстоят лишь в Твери и Калининском муниципальном районе, а еще Удомельский городской округ показывает практически такие же как у нас результаты.
Тут, должно быть, кто-то спросит: «К чему все эти копания в цифрах, если факт налицо?! Вымираем! Не всё ли равно, какие мы в рейтинге убыли населения?» В ответ на это скажу, что мне не очень понятны цели громких заявлений о том, что в марафонской гонке до кладбища мы всех давно обошли. Это делает жизнь в Осташкове более привлекательной? К нам потянутся новые специалисты, чтобы лечить и строить? Появятся потоки туристов, а инвесторы начнут создавать рабочие места? Почему «радетели» за благополучие своей малой родины, вбрасывающие сведения о том, что у нас всё хуже, чем у кого бы то ни было, вместо создания новых условий и возможностей для жизни своих земляков, ведут ежедневную работу по уничижению территории?
Андрей РЯБОЧКИН