Сразу после выхода снятый для онлайн-кинотеатров сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» оказался в центре внимания. Часть зрителей стала превозносить создателей за отлично проделанную работу, часть – испытала негодование из-за тематики сериала. Лента повествует о Казани конца 80-х, где подростки стали сбиваться в банды, чтобы «крышевать» улицы, и частично основана на реальных событиях.
Депутат Государственной Думы Нина Останина уже инициировала проверку ленты силами компетентных организаций. По ее мнению, в сериале может содержаться пропаганда вредных для общества ценностей. Вместе с этим, в отличие от некоторых других фильмов, «Слово пацана» без проблем получило прокатное удостоверение от Министерства культуры.
Режиссером картины стал молодой российский автор Жора Крыжовников. Лично у меня киношедевры Крыжовникова сходу вызывают отторжение. Дело в том, что он уже успел прославиться такими комедийными лентами как «Горько» и «Горько-2», а также «Самый лучший день», которые, в свою очередь, получили широкую известность в интернете благодаря подробным видеоразборам Евгения «Бэдкомедиана» Баженова. Если бы не его разборы, я бы никогда не узнал о существовании таких фильмов. Это просто не мой жанр. Хотя, в общем-то, могу понять зрителей, которые получают удовольствие от просмотра картин, повествующих о последствиях бурного веселья. Один из ярких примеров кино на схожую тему – лента «Мальчишник в Вегасе».
У кинообзорщика Бэдкомедиана к режиссеру Крыжовникову и его фильмам был целый ряд претензий – в фильмах во всех подробностях изображалось употребление персонажами спиртного в неумеренных количествах, следующее за этим неадекватное, общественно опасное поведение, и в целом аморальный образа жизни.
Есть много замечательных фильмов, и зарубежных, и отечественных, где главный герой – откровенный злодей или крайне неоднозначная личность. Однако в большинстве подобных картин происходит развитие персонажа в том или ином направлении – он либо переживает катарсис и становится на путь исправления, либо окончательно погружается во тьму и теряет человеческий облик. Героям же упомянутых фильмов Крыжовникова все сходит с рук, какие бы гадкие и непристойные поступки они не совершали. Например, персонаж Дмитрия Нагиева в фильме «Самый лучший день» изменил любимой женщине, после чего до беспамятства напился, под песню Григория Лепса разгромил приусадебный участок любовницы, а потом направится к даме сердца с извинениями. Фраза, которую произнесла она в финале фильма, стала мемом. Она прокричала «Ладно, прощаю!»
Что не так с этим сюжетом? Его герой не испытал искупления. Он не расстался с любимой, не заработал проблем со здоровьем, не был осужден судом за дебош и хулиганство. Сюжетная арка персонажа не была завершена, характер его не был раскрыт, а история закончилась словами «ладно, прощаю», что и по смыслу и по форме очень похоже на другое устойчивое выражение из известного мультфильма: «ладно, и так сойдет». Все потому, что режиссер и сценарист не смогли подвести своему фильму достойный итог.
Но вернемся к новому сериалу. Уже из его названия «Слово пацана. Кровь на асфальте» можно сделать вывод, что речь пойдет об околоуголовной сфере, дворовой бандитской романтике. А ведь сейчас политика нашего государства направлена на борьбу с романтизацией тюремной культуры.
Я не отрицаю вероятность того, что режиссер разухабистых комедий про пьянку за последние годы творчески вырос и смог выдать действительно стоящий фильм, заставляющий задуматься. Повторюсь, сериал я не смотрел и не берусь о нем судить. Однако в трейлере сериала в первых же кадрах кого-то бьют по лицу, а главный герой с жизнерадостным видом вступает в ряды дворовой банды. Та ли это тема, которая нужна российским зрителям сейчас? У меня же возникает следующая мысль: каких же высот цинизма и жестокости могли бы достичь персонажи крыжовниковской комедии «Горько», будь они героями драмы, романтизирующей криминал.
Также по трейлеру можно понять, чем сериал «Слово пацана» привлекает: динамичные кадры, красивые панорамные планы, глубокий драматичный цветокор как в Голливуде, привлекательные актеры на ведущих ролях. И складывается впечатление, что каждая вторая сцена тут – драка. Из уст популярного актера Сергея Бурунова звучит фраза «Со страной черт знает что происходит, и у вас в голове такой же бардак» — что будто бы снимает с молодых бандитов ответственность за их поступки.
Другой депутат Госдумы Максим Иванов не согласился со своей коллегой, написавшей письма в органы, и изложил свои мысли в соцсетях. Он написал, что Нина Останина сериал, очевидно, не смотрела, иначе увидела бы, что это антиреклама опасного образа жизни: кровь, смерть, бессмысленное насилие, сломанные судьбы, нищета. Однако в трейлере сериала, то есть в его рекламном ролике, мы видим только бодрый мордобой под энергичную современную музыку. Значит, именно эта тема была выбран создателями как продающая.
Но ведь на этом же материале могло бы получиться совсем другое кино, стоило только немного сместить точку зрения. Если бы повествование велось от лица следователя, пытающегося разобраться в преступлениях банды, или от лица человека, ставшего жертвой ее действий – мы могли бы увидеть совсем другое произведение.
Евгений Крылов