Грядущая Масленица — удивительный праздник на стыке зимы и весны, христианских и языческих традиций. Он является аналогом карнавала и имеет с ним целый ряд сходств — празднуется перед Великим постом и отличается яркими костюмами, красочными шествиями, обрядовыми действиями, узнаваемой атрибутикой.

В различных диалектах русского языка праздник имеет целый ряд наименований разной степени причудливости: Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Мясопуст, Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье, Блинщина, Блинная неделя, Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха, Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Госпожа Масленица, Молочная неделя, Молочница. В некоторых из них отчётливо читается связь с религией, в некоторых — с языческими предрассудками. Но главной чертой, конечно, остается гастрономическая направленность праздника.

В удмурстском языке праздник носит название «Вöйдыр», что означает «время масла». Каковы же корни этой традиции, и откуда взялось восхваление именно этого продукта — масла? В белорусском языке сохранилась поговорка «На Власа бери ковшом масло» («на Аўласа бяры каўшом масла»). Влас этот — никто иной, как славянский «скотий бог» Велес. В Полесье до сих пор Широкий четверг Масленичной недели называют «Власье» или «Волосий».

Мифологические элементы, связанные с языческими обрядами, сохранились до наших дней. Советский этнограф Д.К. Зеленин в своих исследованиях связывал Масленицу с поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших родственников отметить пограничное время накануне поста, а масленичные костры по его мнению — это «приглашение умерших предков» на праздник. Филолог Н.М. Гальковский в своей книге «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси» подробно описывает, как крестьяне на масленичное заговенье перед Великим постом ночью оставляют для умерших предков еду на столе, ожидая, что те под покровом темноты выйдут из-за печки и все съедят…

Этнографы связывают горящее на шесте колесо с древним солярным культом, а сжигание в момент апогея чучело Масленицы — с жертвоприношением, целью которого является обеспечить плодородие земле в свете грядущих полевых работ. Пепел от сожжённого чучела было принято развеивать над пашнями и выпасами. Масляничная кукла по мнению антрополога Джеймса Фрэзера является символом умирающего и воскресающего божества, широко распространенного во многих культурах мифологического архетипа. Через подобные метаморфозы проходят древнеегипетский Осирис, древнегреческие Адонис и Персефона, древнеславянская Марена.

Плодовитость на Масленицу должна была по обычаю перейти не только к земле, но и к представителям молодого поколения, в числе прочего этому должны были способствовать и шуточные преследования холостых — к ноге неженатых парней и незамужних девушек привязывали колоду или другой тяжелый предмет, и заставляли так ходить среди гуляющего народа.

Историк XIX века И.М. Снегирев приводит такое, совсем уж мрачное описание праздника, датируемое 1698 годом: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. Патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней».

При всем этом, современные исследователи вовсе отрицают языческое происхождение праздника, считая его «народным» ответом на пищевые ограничения грядущего церковного поста.

К большому счастью, сейчас Масленица стала веселым, беззаботным, солнечным праздником, объединяющим людей и дарящим позитивные эмоции. Его отмечают как верующие, так и атеистически настроенные. Для первых Масленица становится передышкой в ожидании Светлой Пасхи.

На всякий случай напоминаю, что избыточно жирные продукты не слишком полезны для здоровья. Но и самоограничение сверх меры тоже не скажется благотворно на психологическом здоровье.
Желаю счастливой Масленицы!

Евгений Крылов

Добавить комментарий