В конце прошлого года в одной из своих авторских колонок я исследовал феномен видеохостинга Youtube*, размышляя о том, с какими странными и иногда пугающими вещами можно на его просторах столкнуться. Но за скобками остался другой очень популярный формат видеороликов в Интернете – так называемые шортсы, короткие видео, главной площадкой для размещения которых на протяжении долгого времени остается сервис TikTok.
Тикток — это китайская социальная сеть для создания и просмотра коротких видео, запущенная в 2018 году и сразу получившая огромную популярность во всем мире, и с тех пор только набирающая обороты. Что интересно, в самом Китае общемировой Тикток не используется, вместо него функционирует точно такое же приложение с другим названием, но размещенное на внутренних серверах страны.
Главная особенность видео в Тиктоке – это их короткий формат. Площадка стимулирует авторов выражать свои эмоции как можно ярче и захватывать внимание зрителя с первых секунд. Еще одна особенность – видео должно быть вертикальным – а ведь до появления Тиктока вертикальные видео становились предметом насмешек над незадачливым оператором, неспособным перевернуть телефон.
Прародителем Тиктока было приложение Musical.ly, имевшее похожие функции и ставшее впоследствии его частью. Для обеих площадок была характерна легкость использования инструментов приложения в сочетании с их широкой функциональностью. Автор может наложить на свое видео популярные музыкальные дорожки, фильтры и маски, изменить его скорость и длительность. Удобство использования приложений стало причиной их большой популярности, в том числе у пользователей младшего возраста.
Для зрителя же главной частью приложения является страница «рекомендаций TikTok» — это поток рекомендованных материалов, основанный на предыдущих действиях пользователя, его лайках и комментариях. Для анализа интересов и предпочтений, а также для отображения персонализированной ленты используются нейросети.
Впервые столкнувшись с этой социальной сетью, я воспринял ее как площадку для детей и подростков, содержащую контент, соответствующий интересам этих возрастных групп. Но в последствии я понял, как же сильно ошибался.
Тут нужно заметить, что набрать популярность в Тиктоке довольно нетрудно – автору достаточно иметь миловидную внешность и более-менее благообразную обстановку на фоне, чтобы видео набирало десятки тысяч лайков. Содержание при этом может быть совершенно незамысловатым. Все это привело к тому, что популярным становился контент, не несущий практически никакой смысловой нагрузки – авторы просто кривлялись на камеру и открывали рот под чужие песни.
Но со временем ситуация начала выправляться, на площадку приходили новые авторы, адаптировавшие свой контент с других сайтов под ограничение длительности роликов в Тикток.
За несколько лет соцсеть охватила огромную аудиторию всех возрастных категорий и социальных групп. Раньше все смотрели короткие видео в запрещенном Инстаграмме** и на том же Ютубе, а также в отечественном ВК, сейчас же на поле выделяется один безраздельный властелин, до которого всем остальным уже не дотянуться. На прочих площадках мы, как правило, видим перезалитые шортсы из Тиктока.
Бесконечный поток видеороликов, каждый из которых можно посмотреть всего за 15 секунд, захватывает внимание зрителей по всему миру, отнимая значительную часть свободного времени. Эффект их почти гипнотического воздействия заинтересовал ученых.
В ходе исследований выяснилось, что короткие видео вызывают физиологическую зависимость, схожую с такими вредными привычками, как переедание, курение и тд.
Чтобы понять, почему короткие видео способны вызывать такой эффект, необходимо вспомнить, как работает наша дофаминовая система. Дофамин — это химическое вещество, которое вырабатывает мозг, когда мы предвкушаем удовольствие, ожидаем вознаграждения или делаем что-то приятное. Выброс дофамина и, как следствие, чувство радости мы получаем и за достижение цели, и за ее предвкушение. Исследователи считают, что у современных детей даже снизилась любовь к сладкому, потому что они получают огромную дозу дофамина из коротких видео, а не из лакомств.
Все это заставляет нас бесконечно пролистывать ленту видео, что не слишком опасно для взрослых людей, но вот у молодежи может вызвать проблемы с концентрацией внимания. Вероятно, поколению людей, выросших на шортсах, впоследствии сложнее будет участвовать в деятельности, которая требует направленного внимания и не несет мгновенного удовлетворения.
Тикток это уже не просто видеохостинг, это — стиль жизни и способ мышления. Клиповое мышление было характерно, например, для сферы рекламы и раньше, но сейчас просочилось в нашу жизнь повсеместно, вместе с этим, сделав серые будни множества людей ярче и выразительнее.
Евгений Крылов
* Принадлежащий компании «Google LLC» видеохостинг YouTube признан РКН организацией, нарушающей законы РФ.
** Социальная сеть Инстаграм запрещена в России. Она принадлежит компании «Meta Platforms Inc.», которая признана в России экстремистской организацией.