В прошлое воскресенье на бульваре улицы Евстафьевской состоялось девятое «Чаепитие у руины». Визуальным и музыкальным содержанием акцию сообщества «Город Горожан» наполнили Архип и Оксана Шалимовы.
Те, кто внимательно следит за нашими акциями, призванными привлечь внимание к проблемам сохранения объектов культурного наследия Осташковского городского округа и руинизации исторической среды, могут решить, что автор публикации что-то напутал, поскольку первое и единственное анонсированное в этом году «Чаепитие» прошло у пожарной каланчи в июне и было седьмым по счёту. Так откуда же вдруг взялось девятое?!
Вы правы, мы действительно вынуждены были провести восьмую акцию в полузакрытом формате. Изначально это должен был быть показ советского кинофильма «Ёлки-палки!» режиссёра Сергея Никоненко. Картину о провинциальном мечтателе — телемеханике Николае Князеве, снятую в 80-е годы в Осташкове, мы планировали транслировать на задний фасад здания, известного как дом архитектора Суравкова (Ленинский, 25) – одного из лучших домов Осташкова и безусловно лучшего периода эклектики второй половины XIX века. Собственно, с него, а вернее конкурсной заявки, посвящённой его консервации и активации, подготовленной архитектурной артелью в 2017 году, и началось несколько лет назад наше маленькое движение.
При подготовке восьмого чаепития нам удалось решить ряд важных организационных вопросов (спасибо всем, кто помогал), но свои коррективы внесла погода. В назначенную дату пошёл дождь и «Чаепитие» пришлось проводить в закрытом формате и на совершенно другой локации. Успели оповестить только основной костяк участников. И всё же мероприятие состоялось. Активных и деятельных друзей у сообщества «Город Горожан» за время проведения акций заметно прибавилось, и мы получили возможность познакомиться с некоторыми из них поближе и обсудить общие планы. Ну а появившиеся несколько раз за киносеанс интерьеры дома архитектора И.Н. Суравкова (в кинофильме в здании почты работает одна из главных героинь, — прим. ред.) напомнили нам о целях и важной локации, к которой мы просто обязаны будем ещё вернуться.
При подготовке девятого «Чаепития» также сперва возник вопрос выбора места. И мы пришли к выводу, что тему той или иной конкретной руины можно считать окончательно закрытой лишь в том случае, когда здание восстановлено. А значит ничто не мешало нам вернуться на улицу, где мы уже несколько раз проводили наши акции, и на которой можно наблюдать большое средоточие бесценных объектов культурного наследия, нуждающихся в спасении. Речь, конечно же, об улице Евстафьевской. К тому же на ней, помимо всем известной проблемы, назревает и новая, пусть пока ещё и не всем очевидная.
И так, традиционный стол с угощениями и самовар разместились рядом с двумя объектами культурного наследия – примечательным закатного цвета каменным домом с высоким мезонином (ул. Евстафьевская, 9) и построенным в тех же пропорциях бревенчатым домом, что вот-вот исчезнет окончательно (ул. Евстафьевская, 5). Оба являются памятниками архитектуры федерального значения. Мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом переживаниями, связанными с халатным отношением к исторической среде нашего города, рассказать и показать, что эта среда имеет для нас ценность и нам не хотелось бы её терять. Но, к сожалению, не только о разрушающихся памятниках нам в этот раз пришлось говорить…
Мы искренне радуемся, когда на месте снесённых зданий и образовавшихся на их месте пустырей вдруг возникает новая жизнь. Безусловно, исторический центр Осташкова не должен выглядеть необитаемой пустыней. Совсем другой участи он заслуживает. Но если человек осознанно выбрал жить в самом сердце города, где все пропитано историей, то он просто обязан её уважать и не разрушать то немногое, что сохранилось и так уязвимо ко всякого рода чужеродным влияниям. Речь о высоченных заборах из профнастила, что вырастают вместо аккуратных фасадов. Такое обычно происходит, когда дома строятся не вдоль красной линии, а где-то в глубине участка.
Сейчас от этой темы отмахиваются многие горожане, как бы оправдывая ситуацию тем, что руины – проблема более значимая и очевидная, чем какие-то заборы. Но разве может быть наличие большего “зла” оправданием нарождающемуся рядом меньшему? Может следует пресечь его сразу, пока ростки не размножились и проблема не перешла в разряд неистребимых?! Тем, кто продолжает её не замечать и даже оправдывает заборы из профнастила в историческом центре Осташкова, я настоятельно рекомендуем посетить Никола Рожок. В предвоенные годы эта живописная деревенька являлась излюбленным местом «дачного сидения» и творческого общения известных деятелей науки и искусства. Информация об уникальной атмосфере этого места содержится в воспоминаниях и публикациях разных авторов. Но сегодня Никола Рожок сплошь состоит из глухих, давящих заборов, образующих настоящий лабиринт. Находиться в этих металлических коридорах очень некомфортно. Атмосфера творчества и свободы разрушена.
Вот такие проблемы были затронуты на очередной акции сообщества «Город Горожан». Но помимо смыслового содержания и угощений важной частью акции «Чаепитие у руина» как раз всегда было и остаётся создание особой творческой атмосферы. Она обеспечивает нужное настроение и даёт возможность пофантазировать о том, какая новая жизнь могла бы возникнуть в том или ином здании после его возрождения и переосмысления. В этот раз творческую атмосферу создавала семья Шалимовых. Хедлайнером был Архип – сын хорошо известных нашим читателям художницы и фотографа Оксаны и талантливого резчика по дереву Сергея.
В последнюю неделю лета Архип опубликовал в сети сразу два дебютных музыкальных альбома «Голова» и «Сон иллюстрации». Лично меня они приятно удивили. Это вдохновляюще смелое экспериментаторство и искательство напомнило о том, что вообще такое значит быть молодым. А это, среди прочего, значит быть свободным и ничего не бояться. Не бояться осуждающих взглядов снобов и самоназначенных экспертов. Жанрово эти альбомы, вероятно, можно отнести к авангардному и экспрессионистскому музыкальному искусству. Если попытаться найти какое-то созвучие и определить влияние, то многим придёт на ум «АукцЫон» и «Звуки Му». В общем, всем тем, кто открыт к такого рода музыке, настоятельно рекомендуем найти упомянутые альбомы в социальной сети «ВКонтакте», ознакомиться с ними и поддержать молодого музыканта. На «Чаепитии» Архип выступал с музыкантом и издателем Николаем Филимоновым. Дуэт они назвали просто — «ФиШ».
Слова, звуки и экспрессивная подача Архипа гармонично сливаются в целостную композицию, но также важной её частью являются и авторские иллюстрации. В количестве 15 штук они разместились на выстроенной в форме домика конструкции аккурат между упомянутых памятников архитектуры. Эта и другие оформительские идеи принадлежат Анастасии Иванкиной, а воплотить их помогли Модест Прохоров и Илья Иванкин. Неподалёку над оконными проёмами каменного дома можно было познакомиться с тематической подборкой работ Оксаны. Посвящены они архитектурному наследию Осташкова – старинным домикам, которые все мы так любим.
В очередной раз хочу поблагодарить всех, кто принял участие в акции «Чаепитие у руины». Всех тех, кто организовывал и помогал, готовил восхитительно вкусные угощения и поддерживал тепло в самоваре, радовал прохожих своим творчеством ну и, конечно, искренне любит Осташков. Спасибо, что вы есть и вас так много!
Координатор сообщества «Город Горожан» Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора, Оксаны Шалимовой и Ольги Гусинской