В прошлое воскресенье на бульваре улицы Евстафьевской состоялось девятое «Чаепитие у руины». Визуальным и музыкальным содержанием акцию сообщества «Город Горожан» наполнили Архип и Оксана Шалимовы.

Те, кто внимательно следит за нашими акциями, призванными привлечь внимание к проблемам сохранения объектов культурного наследия Осташковского городского округа и руинизации исторической среды, могут решить, что автор публикации что-то напутал, поскольку первое и единственное анонсированное в этом году «Чаепитие» прошло у пожарной каланчи в июне и было седьмым по счёту. Так откуда же вдруг взялось девятое?!

Вы правы, мы действительно вынуждены были провести восьмую акцию в полузакрытом формате. Изначально это должен был быть показ советского кинофильма «Ёлки-палки!» режиссёра Сергея Никоненко. Картину о провинциальном мечтателе — телемеханике Николае Князеве, снятую в 80-е годы в Осташкове, мы планировали транслировать на задний фасад здания, известного как дом архитектора Суравкова (Ленинский, 25) – одного из лучших домов Осташкова и безусловно лучшего периода эклектики второй половины XIX века. Собственно, с него, а вернее конкурсной заявки, посвящённой его консервации и активации, подготовленной архитектурной артелью в 2017 году, и началось несколько лет назад наше маленькое движение.

Оригинальное экспонирование работ Архипа Шалимова

При подготовке восьмого чаепития нам удалось решить ряд важных организационных вопросов (спасибо всем, кто помогал), но свои коррективы внесла погода. В назначенную дату пошёл дождь и «Чаепитие» пришлось проводить в закрытом формате и на совершенно другой локации. Успели оповестить только основной костяк участников. И всё же мероприятие состоялось. Активных и деятельных друзей у сообщества «Город Горожан» за время проведения акций заметно прибавилось, и мы получили возможность познакомиться с некоторыми из них поближе и обсудить общие планы. Ну а появившиеся несколько раз за киносеанс интерьеры дома архитектора И.Н. Суравкова (в кинофильме в здании почты работает одна из главных героинь, — прим. ред.) напомнили нам о целях и важной локации, к которой мы просто обязаны будем ещё вернуться.

При подготовке девятого «Чаепития» также сперва возник вопрос выбора места. И мы пришли к выводу, что тему той или иной конкретной руины можно считать окончательно закрытой лишь в том случае, когда здание восстановлено. А значит ничто не мешало нам вернуться на улицу, где мы уже несколько раз проводили наши акции, и на которой можно наблюдать большое средоточие бесценных объектов культурного наследия, нуждающихся в спасении. Речь, конечно же, об улице Евстафьевской. К тому же на ней, помимо всем известной проблемы, назревает и новая, пусть пока ещё и не всем очевидная.

Графика Оксаны Шалимовой

И так, традиционный стол с угощениями и самовар разместились рядом с двумя объектами культурного наследия – примечательным закатного цвета каменным домом с высоким мезонином (ул. Евстафьевская, 9) и построенным в тех же пропорциях бревенчатым домом, что вот-вот исчезнет окончательно (ул. Евстафьевская, 5). Оба являются памятниками архитектуры федерального значения. Мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом переживаниями, связанными с халатным отношением к исторической среде нашего города, рассказать и показать, что эта среда имеет для нас ценность и нам не хотелось бы её терять. Но, к сожалению, не только о разрушающихся памятниках нам в этот раз пришлось говорить…

Мы искренне радуемся, когда на месте снесённых зданий и образовавшихся на их месте пустырей вдруг возникает новая жизнь. Безусловно, исторический центр Осташкова не должен выглядеть необитаемой пустыней. Совсем другой участи он заслуживает. Но если человек осознанно выбрал жить в самом сердце города, где все пропитано историей, то он просто обязан её уважать и не разрушать то немногое, что сохранилось и так уязвимо ко всякого рода чужеродным влияниям. Речь о высоченных заборах из профнастила, что вырастают вместо аккуратных фасадов. Такое обычно происходит, когда дома строятся не вдоль красной линии, а где-то в глубине участка.

Слойки от Анны Бернер

Сейчас от этой темы отмахиваются многие горожане, как бы оправдывая ситуацию тем, что руины – проблема более значимая и очевидная, чем какие-то заборы. Но разве может быть наличие большего “зла” оправданием нарождающемуся рядом меньшему? Может следует пресечь его сразу, пока ростки не размножились и проблема не перешла в разряд неистребимых?! Тем, кто продолжает её не замечать и даже оправдывает заборы из профнастила в историческом центре Осташкова, я настоятельно рекомендуем посетить Никола Рожок. В предвоенные годы эта живописная деревенька являлась излюбленным местом «дачного сидения» и творческого общения известных деятелей науки и искусства. Информация об уникальной атмосфере этого места содержится в воспоминаниях и публикациях разных авторов. Но сегодня Никола Рожок сплошь состоит из глухих, давящих заборов, образующих настоящий лабиринт. Находиться в этих металлических коридорах очень некомфортно. Атмосфера творчества и свободы разрушена.

В эти окна давно никто не заглядывал

Вот такие проблемы были затронуты на очередной акции сообщества «Город Горожан». Но помимо смыслового содержания и угощений важной частью акции «Чаепитие у руина» как раз всегда было и остаётся создание особой творческой атмосферы. Она обеспечивает нужное настроение и даёт возможность пофантазировать о том, какая новая жизнь могла бы возникнуть в том или ином здании после его возрождения и переосмысления. В этот раз творческую атмосферу создавала семья Шалимовых. Хедлайнером был Архип – сын хорошо известных нашим читателям художницы и фотографа Оксаны и талантливого резчика по дереву Сергея.

В последнюю неделю лета Архип опубликовал в сети сразу два дебютных музыкальных альбома «Голова» и «Сон иллюстрации». Лично меня они приятно удивили. Это вдохновляюще смелое экспериментаторство и искательство напомнило о том, что вообще такое значит быть молодым. А это, среди прочего, значит быть свободным и ничего не бояться. Не бояться осуждающих взглядов снобов и самоназначенных экспертов. Жанрово эти альбомы, вероятно, можно отнести к авангардному и экспрессионистскому музыкальному искусству. Если попытаться найти какое-то созвучие и определить влияние, то многим придёт на ум «АукцЫон» и «Звуки Му». В общем, всем тем, кто открыт к такого рода музыке, настоятельно рекомендуем найти упомянутые альбомы в социальной сети «ВКонтакте», ознакомиться с ними и поддержать молодого музыканта. На «Чаепитии» Архип выступал с музыкантом и издателем Николаем Филимоновым. Дуэт они назвали просто — «ФиШ».

На скамейке дуэт «ФиШ»

Слова, звуки и экспрессивная подача Архипа гармонично сливаются в целостную композицию, но также важной её частью являются и авторские иллюстрации. В количестве 15 штук они разместились на выстроенной в форме домика конструкции аккурат между упомянутых памятников архитектуры. Эта и другие оформительские идеи принадлежат Анастасии Иванкиной, а воплотить их помогли Модест Прохоров и Илья Иванкин. Неподалёку над оконными проёмами каменного дома можно было познакомиться с тематической подборкой работ Оксаны. Посвящены они архитектурному наследию Осташкова – старинным домикам, которые все мы так любим.

Стол с угощениями и самовар — неизменные атрибуты акции

В очередной раз хочу поблагодарить всех, кто принял участие в акции «Чаепитие у руины». Всех тех, кто организовывал и помогал, готовил восхитительно вкусные угощения и поддерживал тепло в самоваре, радовал прохожих своим творчеством ну и, конечно, искренне любит Осташков. Спасибо, что вы есть и вас так много!

Координатор сообщества «Город Горожан» Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора, Оксаны Шалимовой и Ольги Гусинской

Добавить комментарий