Осташковский общественный банк был уникальным явлением

Да-да, не господа, а именно граждане. Ибо так величали себя в 19 веке наши земляки – жители Осташкова. А общественный банк Савина, открытый в городе в 1819 году, был вторым по времени создания в России кредитным учреждением; до 1860 он – единственный банк в Тверской губернии!

Признаться, собиралась исследовать довольно известные за пределами городской черты инициативы в благотворительности. Но постоянно наталкивалась на сочетание «городское общество», которое по большей части и принимало прогрессивные решения о помощи ближним. Что за понятие? Еще раз перечитав литературу, пришла к выводу: банк, городское общество, благотворительность — если не одно и то же, то взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Так что – банкуем!

Осташковский общественный банк Савина основан, как сказано выше, в 1819 году по инициативе коммерции советника Кондратия Алексеевича Савина, на деньги, пожертвованные основателем, с присоединением небольшой общественной суммы, что и составило первоначальный основной капитал банка в сумме 28363 рубля ассигнациями. По уставу банк получил самостоятельное управление, ответственное, впрочем, перед Осташковским городским обществом.

Император Александр I принимает хлеб-соль из рук К.А. Савина, 1820 год.
С картины Я.М. Колокольникова-Воронина

Каковые же были цели открытия кредитного учреждения? Прежде всего, поощрения местной промышленности и торговли. А за образец принимался Анфилатовский банк, существовавший в городе Слободском Вятской губернии с 1810 года. Но не только; заявляя о жертвовании 25 тысяч рублей, учредитель заявлял, чтобы банк по истечении 10 лет своей деятельности, выдавал священнослужителям и городским церквям 1600 рублей на поминовение православных воинов, на поле брани за веру и Отечество жизни положивших. А также на помин душ всех умерших из рода Савиных. По тем временам, да еще принимая во внимание особое благочестие осташей, это было совсем немало!

Император Александр Второй, изучив ходатайство основного жертвователя от 1817 года, разрешил открыть банк, изучил предложения городского общества и наименовал это учреждение «Общественный банк Савина». Царский указ о новом кредитном учреждении был написан весьма торжественным слогом – взнос Савиным 25 тысяч рублей именовался «похвальным подвигом», а целью банка определялось «усердие к пользе своих сограждан для поощрения промышленности и торговли». Сам энтузиаст — коммерции советник назначался директором. Впоследствии должность директора возлагалась на городского голову, что, впрочем, совпадало с фамилией главных держателей капиталов. Не это ли начинание, практичное и имеющее целью благо общественное, было замечено императором и послужило поводом для посещения Осташкова в 1820 году?

Сохранить, приумножить, поддержать

20 апреля 1819 года банк был открыт. Практически сразу учредитель передал бразды правления сыну, Ивану Кондратьевичу Савину, и при нем в течение 10 лет круг деятельности банка чрезвычайно расширился. После его кончины в 1829 году руководство перешло к брату, Степану Кондратьевичу. И полезный опыт первых лет был воспринят и приумножен.

Уже с первых лет Общественный банк выполнял и социальную задачу. При поддержке Городского общества, капитал банка начали пополнять средства от реализации выморочного имущества, от добровольных взносов с целевым назначением. Например, доходы от капитала Ирины Авраамовны Савиной предназначались на уплату податей с беднейших граждан. Банк стал принимать в заклад драгоценные камни не только от купцов и ремесленников, но и от прочих лиц. Хорошо ли это? Вопрос спорный, ведь вскоре многие оказались в кабале у банка. Но таким образом было заявлено равенство в пользовании ссудами.

С 1837 года банку предоставляется право выдавать кредиты под залог векселей и недвижимого имущества иногородним лицам всех сословий Тверской губернии, что дает право сделать вывод о популярности осташковского кредитного учреждения. Растет число вкладов, что свидетельствует о росте доверия, даже несмотря на появившиеся во второй половине XIX века кредитные учреждения.

Любой банк по определению должен быть прибыльным заведением, и Осташковский общественный банк (или Банк Савиных, как его отныне и называли) стал ярким примером рачительного, эффективного и разумного устройства банковского дела. Банк Савиных развивался сам и способствовал развитию кожевенного производства в Тверской губернии. Уже через пять лет после открытия банка, у Савиных был собственный парусный флот, и осташковские кожи вывозили на кораблях уже не только в Европу – в Турцию, Сирию, Египет, Канаду, Чили, Австралию, Новую Зеландию. Выделанные на савинском заводе кожи отмечались почётными дипломами, премиями и золотыми медалями на международных выставках в Париже, Вене, Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Чикаго.

Кованая дверь в банковское хранилище. На снимке художник Владимир Тарасов (справа) и Евгений Збруев. Середина XX века

Не хочется утомлять читателя цифрами. Тем не менее, вот только некоторые из них: в 1819 году основной капитал составлял 8 253 рубля, то в 1869-м – 212 032, а в 1901-м — 253042 рубля серебром.

«Польза банка ощутительна»

Автор «Памятной записки Тверской губернии» 1863 года г-н Рубцов пишет: «Польза банка ощутительна не только в том отношении, что содействует оживлению торговли и промышленности, но играет значительную роль и в благотворительном отношении. Из сумм банка ежегодно отпускается:
а) На священноцерковнослужителей — 457 р. 24 коп.
б) В награду воинским чинам из осташковских граждан, получившим отставку и находящимся в отпуску от 100 до 200 р.
в) На содержание училища малолетних девиц по 250 руб. ежегодно.
г) На содержание благотворительных и учебных заведений 1500 р. ежегодно.
д) На продовольствие семейств ратников из осташковских мещан, бывших во время последней войны (1853-1856 гг.) в Морском и Государственном ополчениях до 472 р. в год;
е) На содержание богадельни 800 р. в год.
ж) На платёж подушных податей за обеднелых мещан г. Осташкова — 548 р. 71 к. ежегодно.
з) На украшение церквей, монастырей, на поминовение вкладчиков капиталов и т.п. 387 р.

Кром этого, были делаемы единовременные значительные издержки.Так, в 1851 году употреблено 2746 руб. 56 к. на устройство новых пожарных заливных труб и других снарядов.
В 1857 году на суммы банка устроен Дом благотворительных заведений (ныне средняя школа №1. – прим. ред.), постройка которого обошлась в 19249 р. 57 к., и который ремонтируется из общественных сумм. В нем бесплатно помещаются богадельня, два приходских и девичье училище.

В 1858 году выстроены два каменных корпуса для квартирующих в Осташкове войск… Устройством этих казарм значительно облегчена постойная повинность города. С этою же целью с 1851 года банк отпускает от 1000 до 1200 р. на наем помещения для Осташковской Инвалидной команды…»

«В 1860 году на средства банка выстроены два деревянных корпуса лавок для торговли съестными припасами. Корпуса эти обошлись банку в 5000 рублей и, по погашении капитальной стоимости своей, должны перейти в собственность города.

В 1861 году устроена возле сада (Набережного. – ред.) гавань, вмещающая в себя значительное количество лодок с грузом, находящих себе здесь убежище от сильных ветров. Средства на сооружение гавани в сумме 5100 рублей заимствованы из сумм Общественного банка, и этот заем погашается денежным сбором с приходящих в Осташков судов…».

За 50 лет своего существования Общественный банк Савина на пользу и на нужды города издержал 159 220 рублей 66 копеек, на поминовение умерших граждан Осташкова в церквах и монастырях – 16 764 рубля.

Это далеко не все проекты, на которые были употреблены средства банка в первые полвека его существования. Политика Общественного банка была весьма осторожная и (как бы сейчас назвали) социально ориентированная. И до конца 19 века, хоть и периодически возникали дискуссии о более выгодном приумножении капиталов с выходом на рынок ценных бумаг. Но ответственные граждане – Городское общество решило, что оно не имеет права рисковать ни средствами, ни репутацией, «при том, что биржевые спекуляции часто развиваются до биржевой игры, которая, существуя за счет производительных сил и страны, истощает их, и потому нежелательна» (И.Ф. Токмаков, 1903 г.).

Вкладчики и закладчики

Однако посмотрим и в другой источник изучения прошлого Селигерского края – «Письма об Осташкове» г-на Слепцова (1862-63 гг.). Критикуя такую заметную черту осташей как хвастовство городскими новациями, он цитирует одного своего нового знакомца: «Точно такая же история и с банком; например, люди, не имевшие надобности прибегать к его помощи, хвастаются им напропалую: у нас-де банк, у нас 200 тысяч!.. Тот же, кто отнес туда последнюю ризу с родительского благословения, ничего о пользе банка сказать не может: или просто молчит, или замечает: «Да, оно хорошо; когда деньги нужны, отнес вещь и сейчас денег дают».

Здание, где располагался Осташковский Общественный банк Савина
(ныне ул. Володарского, 29)

И продолжает: «О разорительных для города свойствах банка узнал я тоже от посторонних людей, никогда не имевших в нем нужды: «Помилуйте! Бедность. И опять же нет такого мастера, который чтобы хозяину не был должен. У нас уж такое заведение. Еще банковские должники вот тоже. Кто ему не должен? Как в яму, в этот банк так и валятся. А все лучше нет. Который если задолжал, пришел срок, — не могу заплатить, ну льготу дают; льгота прошла — шабаш: отдают тебя какому-нибудь хозяину, работай на него! Ну, известно дело, хозяину век не заработаешь».

Чтоб торговлей не стесняться…

В 1869 году весьма значительно, несмотря на постигшее Осташков годом ранее бедствие – большой пожар, было отмечено 50-летие Общественного банка. По совершении торжественного молебствия, городской голова прочитал отчёт о пятидесятилетней деятельности банка, и затем присутствовавшие при торжестве граждане и гости были угощены обедом. По поводу этого юбилея городское общество постановило выдавать из доходов банка в Городскую Думу ежегодно от 300 до 500 рублей на обучение нескольких мальчиков из осташковских граждан ремёслам, преимущественно сапожному и кузнечному, как составляющими основную промышленность обывателей города, с наименованием этих учеников стипендиатами Кондратия Алексеевича Савина.

«Цель весьма благая, назначение денег для города весьма полезное; но нельзя не пожалеть, что до сих пор городское общество не сумело найти ни одного мальчика, который пожелал бы воспользоваться этою стипендией и удостоился бы ею», — пишет статистик Василий Покровский в 1880 г.

Чтобы торговлей не стесняться,
Основан Банк публичный был,
Там всякий мог кредитоваться,
Туда избытки относил…

— в таких эпитетах была воспета роль осташковского кредитного учреждения в сочинении уроженца Осташкова, кандидата Петербургского университета г-на Попова на торжествах в честь 100-летия учреждения города в 1872 году.

…Общественный банк, носивший имя купца-кожевника, проработал сто лет – с 1819 по 1918 год. После революции он был национализирован по декрету Советской власти.

Наталья Николаева

Добавить комментарий