«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все:
цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом»
Виктор Мари Гюго

За сухими строками об итогах педагогических конкурсов сложно рассмотреть личности учителей и воспитателей, а ведь это очень важно — знать лучших представителей профессии и учиться на их примере. Поэтому вашему вниманию мы предлагаем конкурсное эссе на тему «Я — педагог» победительницы муниципального этапа конкурса «Учитель года» — учителя начальных классов гимназии №2 Елены Баранниковой. Ну а в одном из следующих номеров мы обязательно познакомим вас и с абсолютный победителем конкурса «Воспитатель года».

«Самое замечательное число – 73. Вы, скорее всего, теряетесь в догадках почему? 73 — это двадцать первое по счёту простое число. Его зеркальное отражение 37 является двенадцатым простым числом, чье отражение 21 является результатом умножения, не упадите, 7 и 3. Вот и вернулись к 73. Ну, не обманул?»
Из кинофильма «Теория большого взрыва»

В моей судьбе самым замечательным числом, пожалуй, можно считать число два. Оно стало отправной точкой моей жизни и жизни моих близких: я и сын родились 22 числа, муж и дочь – 20. Дом, в котором живу – номер два и подъезд второй по счёту. А ещё…

— Поздравляю с успешной сдачей вступительных испытаний! Программист – профессия будущего! – директор Осташковского механического техникума с воодушевлением приветствовал нас — новоиспечённых студентов перспективного направления «Программирование в компьютерных системах».

Благодаря выбранной специальности мне предстояло стать достойным преемником семейных традиций. Действительно, в нашей семье с математикой были дружны все от мала до велика. Бабушка – фармацевт, мама – бухгалтер, и я – будущий программист. Всё взвешено, рационально и предопределено самой судьбой: вступительные экзамены в техникум проходили 2 июня, билет я вытащила тоже с этой заветной цифрой. Разум ликовал! А сердце? Оно не желало расставаться с детской мечтой стать учителем, первым в жизни любого школьника, а потому носить гордое имя «второй мамы», встречать с улыбкой новый день и учеников в уютном солнечном классе, а вечером вспоминать о наших маленьких победах на уроках и …Стоп! Разве можно идти на поводу горячего сердечного желания и безрассудного душевного порыва? Не принимать в расчёт доводы разума и явные знаки судьбы!? И все же… Работа должна быть по призванию и зову сердца, перед которыми даже магия цифр бессильна…

А посему, так и не получив специальность программиста, я стала студенткой Торжокского педагогического колледжа. Пролетели годы учебы, и вот я уже учитель начальных классов. Настал и мой черёд помочь детям «подружиться» с числами и цифрами.

— Елена Сергеевна, а почему после имени императора римская цифра напечатана? – вопрос на уроке окружающего мира всегда даёт интересную тему для общения. Обилие вопросов на уроке для меня как лакмусовая бумажка: ученикам точно не скучно.

— Ребята, порядковый номер помогает различить правителей с одинаковым именем, правившим в одном и том же государстве, например, Александр I в России или Карл XII в Швеции.

Действительно, если задуматься, раньше цифрами обозначались только большие начальники, а теперь у рядового гражданина свой уникальный номер имеется, и даже не один. Номер паспорта и ИНН, СНИЛС и номер телефона. Я первый раз взяла в руки сотовый телефон в 16 лет, а многим моим ученикам он заменил в младенчестве игрушки.

По мнению родителей, злоупотребление гаджетами — одна из причин неуспешности ребенка: так, по данным ВЦИОМ, большинство (83%) россиян считают, что личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться.

— Давайте-ка, друзья, подсчитаем, а какую часть жизни отнимает смартфон и компьютер при их бездумном использовании? – на уроке математики часто приходится решать с учениками и такие жизненные задачи.

Оказалось, что в выходные на это уходит побольше времени, после уроков – чуть меньше, а в неделю у некоторых детей «зависание» в сети Интернет достигало 15 и более часов – а это уже граничит с зависимостью! За год «набежит» целый месяц, украденный у жизни!

— Что может успеть человек за месяц? – задаю этот вопрос своим ученикам. Фантазии детей нет предела:

— Совершить путешествие!

— Побывать в космосе!

— Влюбиться! — слышу в ответ.

— Ребята, подумайте, пожалуйста, и запишите три правила, которых, по вашему мнению, стоит придерживаться всем, чтобы не мы были в руках у телефона, а он у нас.

Эти детские предложения стоило бы перевести на все языки мира и вложить вместо инструкции в коробки при упаковке телефонов на заводе: «Закрой компьютер, обними маму»; «Вспомни, ты берёшь в руки телефон, или он тебя?»; «Пока ты играл в компьютерную игру, кто-то ждал от тебя помощи».

Такие задания помогают целостному восприятию человеком мира и себя в нем, а это первый шаг к формированию гражданской позиции маленького человека. Понимаю, что пока достучаться получается не до всех ребят, но ведь «дорогу осилит идущий».

Учителю в современной школе нужно быть «в режиме онлайн», не сопротивляясь информационным технологиям, а взяв их на вооружение. Блуждающие в информационном океане дети, подхватываемые холодным течением бездумной переписки, быстрым потоком бессмысленных видеороликов, затягивающим круговоротом компьютерных игр… А учитель? Разве может он остаться в стороне и не протянуть руку помощи? Проблему важно превратить в задачу — научить безопасному поведению в виртуальном мире, попробовать сделать Интернет помощником в нашей совместной работе. И потому сначала учимся вместе набирать незамысловатый текст, потом — делать презентации. Вот где оказался полезным мой интерес к программированию!

Первая в жизни моих учениц научно-практическая конференция. К выбору темы подошли ответственно – придумывали ее сообща, главное, чтобы она оказалась актуальной. Остановились на теме: «Мы идём в магазин». Важно, чтобы ребята понимали, откуда берутся деньги, осознанно делали покупки, тратили и экономили, только тогда они поймут, что деньги не берутся из воздуха, — это результат труда родителей. И тогда не будет типичного для детей «Купи, купи!» в магазинах. Финансовая грамотность, о которой много говорится сегодня, — это не про жадность. Это, скорее, про то, как не наделать ошибок, сформировать финансовую культуру и использовать в жизни принципы разумного финансового поведения.

Радуясь даже незначительным успехам детей, понимаю, что я не напрасно стала учителем, а интерес к программированию только помогает мне в работе. Ведь сегодня важно не только самому уметь работать с «цифрой», но и помочь подрастающему поколению понять, что мир не ограничивается экраном их смартфона или компьютера. И потому вновь и вновь (уже в десятый раз: «5» умножаем на «два»!) я перешагну порог моей уютной школы номер два! А может быть, магия чисел всё-таки существует?

Елена Баранникова

Добавить комментарий