В прошлом номере мы выдвинули тезис, что творчество не имеет возрастных границ и рассказали об изостудии для взрослых «АртСпираль» педагога и художницы Оксаны Шалимовой. За рамками публикации осталось интервью с Анастасией Иванкиной, которая в том же пространстве небольшого кабинета во Дворце культуры «Юбилейный» учит рисованию малышей.

Догадаться, что помимо студии для взрослых здесь есть еще какая-то, было несложно. Проявив присущую всем художникам наблюдательность, мы обнаружили богатую палитру красок, распускавшуюся по полу и высохшую на нём. Её, разумеется, не нарочно оставили воспитанники изостудии «Карандаш».

— Когда я переехала из Москвы в Осташков, то довольно скоро поняла, что здесь у меня есть возможность попробовать то, о чём прежде могла только мечтать, — рассказывает Анастасия Иванкина. – Там я занималась архитектурой, но бешенный ритм жизни сильно ограничивал в саморазвитии и реализации. Мне всегда нравилось рисовать и возиться с малышами. В детстве сама попросила отвести меня в художественную школу. У меня были прекрасные педагоги, которые зарядили энергией творчества на всю жизнь. В пятом классе была попытка поступить в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Нужно было не только предоставить портфолио, но также сдать экзамены, в том числе по истории искусства. Не набрала необходимого количества баллов, и мечта от меня отдалилась. При этом, прогулявшись по коридорам, успела вдохновиться атмосферой потрясающего института. Увидела, какой мощной выразительной силой обладает мастерство художника. Но, в конечном счете, окончила Московский архитектурный институт, о чём никогда не жалела.

Про своё увлечение живописью Анастасия не забывала. Оказавшись в Осташкове, черпала вдохновение в окружающей природе. Наполнялась неповторимой энергетикой города, который по праву зовётся городом художников. Впитывала его традиции. И в какой-то момент пришла во Дворец культуры «Юбилейный»…

— Стала искать работу, которая позволила бы мне параллельно вести свою маленькую изостудию, — продолжает рассказ Анастасия. – Во Дворце культуры «Юбилейный» появилась вакансия художника-оформителя. С замечательным директором Татьяной Александровной Орловой договорилась, что буду всячески помогать с оформлением, создавать афиши, но также мне будет позволено заниматься с ребятами в изостудии «Карандаш».

Это был 2020 год. Анастасия набрала две группы. В одной занимались малыши, в другой – подростки. И тут в нашу жизнь ворвалась пандемия…

— В постоянный обиход вошли слова «карантин», «дистанция», «самоизоляция», — вспоминает художница. – Я подумала, что нет худа без добра и в этот период не просто можно продолжать обучение, но даже расширить аудиторию. В двадцать первом веке общаться на любых расстояниях стало необычайно просто. Вот и решила примерить на себя роль онлайн-учителя. Обучающие трансляции вела бесплатно. К ним подключались не только дети, но и родители. Мы учились разбираться в цветовых сочетаниях, понимать пропорции объектов, и лучше чувствовать окружающий мир. В конечном счёте, изоляция и онлайн-уроки даже поспособствовали популяризации изостудии.
Надо видеть, с каким вдохновением и любовью Анастасия рассказывает о своих воспитанниках. Она благодарна им за то, что не дали ей забыть о мечте. Не дали забыть, что она художник!
Во время моего интервью с Анастасией взрослые ученики Оксаны Шалимовой продолжали заниматься сложной, кропотливой работой по штриховке, требующей усидчивости.

— Но ведь усадить ребёнка за такую работу, наверное, невозможно? – интересуюсь у собеседницы.

— У меня нет педагогического образования, но в этом есть как свои минусы, так и плюсы, — отвечает Анастасия. За свой пока еще короткий педагогический путь я испробовала несколько подходов к обучению. Предлагала просто рисовать на свободную тему, зачитывала литературные отрывки и включала настраивающую на работу музыку. Но дети при этом рисовали что-то совершенно иное. Зайчиков, травку… Сейчас занятия строятся на том, что я что-то рисую сама, а малыши повторяют. При этом, конечно, они уходят в свое видение, в котором проявляется их характер. Кто-то педантичен и аккуратен, кто-то с широкой и экспрессивной душой, кто-то немного зажат. То есть я лишь направляю, но не требую неукоснительно точного повторения моих шагов. И получается действительно классно и оригинально! Так проходит несколько тематических занятий, а после даю детям полную свободу, но с обязательным условием – изобразить в рисунке что-то, что было уже ранее нами изучено.

— Начать учить ребёнка рисовать можно в любом возрасте?

— Да, это так, но я беру ребят с 6 лет. До этого возраста дети редко обладают усидчивостью, позволяющей им час увлечённо рисовать. До шести лет предпочтение стоит отдавать индивидуальным занятиям.

— Предположу, что есть своя специфика и в преподавании подросткам?
— Разумеется. У меня была подростковая группа, но была вынуждена её закрыть. После 12 лет всё же рекомендую идти в специализированное учебное заведение, предъявляющее определенные требования к дисциплине и выдающее на выходе диплом. При довольно свободной и ни к чему не обязывающей форме обучения подростки по весне пропадают с занятий.

— Сколько ребят сейчас посещает изостудию «Карандаш»?

— На каждое занятие приходит разное количество учеников. Вот перед 8 Марта был ажиотаж и пришли 10 ребят. Они очень хотели поздравить своих мам красочными открытками.

— Важна ли в раннем возрасте так называемая насмотренность?

— Я считаю, что очень важна. Окружение и среда формируют внутреннее восприятие ребёнка. В Осташкове очень красивые природа, архитектура. Даю ребятам задания находить и приносить с прогулок листочки и сухоцветы, которые им приглянулись. Всё это замечать и ценить разнообразие окружающего нас мира, развивать любопытство и любознательность.

— По каким дням проходят занятия с детьми в изостудии «Карандаш»?

— Мы занимаемся во Дворце культуры «Юбилейный» два раза в неделю — по понедельникам и средам в 15.30.

— Анастасия, спасибо за интервью. Мне также хотелось бы попросить тебя подготовить небольшой мастер-класс для наших читателей и их детей.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий