Открытый урок отличника народного образования
А.Ф. Беловой, данный ею в преддверии своего юбилея

Уважаемые участники мастер-класса! Открываем тетради (айпады, ноутбуки). Готовим вопросы для уважаемого лектора. Итак, первый.

Как искать свой путь

— На всех своих этапах по пути в ШКОЛУ я сама себя опережала. В сентябре 1950-го мне было шесть лет. Вижу – подружка куда-то идет с портфелем. «Я иду в школу учиться». «И я пойду!». Как в толстовском «Филипке» получилось: пришла, села, учительница Прасковья Андреевна, не стала прогонять, а дала мне тетрадку и карандаш. Думали взрослые, что мне надоест и я брошу. Нет, не бросила! Так и стала учиться в школе поселка Южный.

Пятнадцать лет, последние школьные каникулы. «Анечка, подмени воспитательницу в детском садике – она в отпуск просится!». Что ж, пошла. И не боялась! Ребятишек купаться водила на озеро, через шоссе.

В школе раньше так принято было: хорошо учишься – помогай тем, кто слабее. Начну объяснять, а товарищи говорят: «У тебя талант – мы все понимаем; как хорошо ты объясняешь! Иди на учителя учись!». Ни за что! – думаю. – На уроках шалить будут, а я переживать. То ли дело фармацевт: чисто, спокойно. И поехала поступать в фармацевтическое училище. Не хватило одного балла, переживала из-за неудачи. А тут приходит моя первая учительница: «Аня, ты же рождена быть учителем! Иди поработай в школу — пока на полставки воспитателем группы продленного дня».

Так в неполные семнадцать лет и началось моё, пока стажерское, учительство. Так я стала Анной Федоровной. Школа была малокомплектная и своя, поселковая, пример Прасковьи Андреевны Майковой перед глазами: научилась организовывать класс (точнее, классы: первый-третий), придумывала интересные и полезные дела. Поступила в Калининский пединститут, и не на исторический, как изначально хотелось, а заочно на педфак. Пришлось поработать в горкоме ВЛКСМ инструктором, в сельских школах – в Становской, затем в Бородинской.

Потом было замужество, непродолжительная жизнь на Севере и работа в продленке, возвращение в родной поселок – в свою же школу, опять в продленку. Рождение сыновей. Административная и параллельно общественная работа в Доме учителя, методистом в гороно… А хотелось к ученикам, в школу, в класс. Но предстоял еще один, очень важный и для меня, и для народного образования в районе этап.

Слушать, слышать, говорить

Долго я приставала к заведующему гороно Альберту Васильевичу Абакшину отправить меня на настоящую педагогическую работу. Вызывает. «Вот, дали единицу педагога-логопеда. Не найдем кандидатуру – ставку заберут». Как это – логопед? Я и зачет-то по этому предмету в институте автоматом получила, как с детьми работать – без опыта, без практики. С нуля! Но согласилась, скорее, в интересах дела. Съездила на курсы, получила мастер-классы от уже практикующих коллег, это и выручило.

Так в Осташкове открылся логопедический кабинет. И тринадцать последующих лет я работала с детьми, имеющими проблемы в обучении, в основе которых отклонения в речеслуховом аппарате. И это только по трудовой книжке, а на самом деле – до конца своей учительской карьеры.

Блиц

— Профессия логопеда – это медицина или педагогика?

— Это на стыке, еще и психология, социология, демография и так далее. Коррекционные занятия проводятся не только для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки – «р» или «ш», хотя наличие дефектов речи, безусловно, снижает самооценку. Не усвоив этого, не пройдя путь занятий и тренировок, школьник не сможет научиться грамотно писать. И вот задача логопеда-педагога вовремя распознать, что учащийся на начальной стадии обучения нуждается в профессиональной помощи, и начать коррекцию.

— Устранимы ли нарушения в восприятии и воспроизведении звуков?

— В абсолютном большинстве случаев – да. Вопрос времени: месяц, три, полгода или больше для этого потребуется. Усердие логопеда, ребенка, родителей, внимательность школьного учителя, когда-то подключение врачей – узких специалистов. То же с заиканием, дисграфией и дислексией.

— А безнадежные случаи есть?

— Если не брать крайних случаев (синдром Маугли, когда на физиологическом уровне разрушены нейронные связи с центрами речи), то большим препятствием служит социальная запущенность ребенка: отсутствие общения с близкими, контактов со сверстниками, неблагополучная семья.

— А влияет ли стиль жизни в информационно насыщенном мире на формирование у ребенка правильной речи и письма, навыков коммуникации?

— Увы, да. И не в лучшую сторону. В стандартной семье все сидят по своим информационным пузырям. Ребенок с пеленок больше общается с телефоном, чем с мамой, папой, другими членами семьи. А позднее очень неохотно читает, а значит, и пишет. Разговаривать с ребенком, уметь его слушать – значит, не только способствовать его развитию, но и, возможно, предотвратить беду.

Нагрузка была серьезная, ходила по школам, выявляла нуждающихся в помощи логопеда, в некоторых и проводила занятия. Ребята приходили в открытый при средней школе №2 кабинет. По просьбе учителей и родителей приходилось увеличивать число групп, работать персонально в свои выходные дни. Но не трудности — успехи были, которыми можно гордиться, — заставляли вновь и вновь вспоминать работу в младшей школе. Хотелось уже с высоты приобретенного опыта видеть результат работы с классом. К тому же к этому времени, 1988 году, мужа не стало, старший сын по окончании мореходки служил в Забайкалье, младший проходил срочную службу – домашних забот практически не осталось.

И когда однажды директор неполной средней школы Зоя Васильевна Опарова пожаловалась, что четвертый класс остался без учителя, я сказала: «Возьмите меня!». Она сначала не поверила…

Быть родителем

Реплика из зала:
— Мамы младшеклассников на работе начинают жаловаться: и то не так, и этим недовольны, и претензий к школе полным-полно. А мы переглянемся с напарницей (дети ровесники и одноклассники) и не сговариваясь, скажем: «Как же нам повезло с Анной Федоровной!»

— Что ж, снимаю маску: почти 35 лет назад состоялось наше знакомство с нашей героиней, когда она, доводя четвертый класс ушедшей на повышение коллеги, пришла знакомиться с будущей первоклашкой Леной. Так начались не только школьные годы, но и жизнь, пронизанная эмоциями, открытиями, уроками и почти родственными отношениями. И это я не про первоклассницу, нет! Мы, папы и мамы учеников 1 «А» класса неполной средней/основной школы города, с первых же встреч, совместных дел стали добрыми друзьями и остаемся ими до сих пор. Наша первая учительница учила нас, уже взрослых, имеющих по паре, а то и тройке детей, быть настоящими родителями школьников, друзьями своих детей, единомышленниками в совместном школьном труде.

Как удавалось Анне Федоровне сделать так, чтобы вызов в школу не превращался в кошмар унижения, а собрания – в потерю времени (а порой и денег), семейные соревнования – в нелепую обязаловку? Секрет. Но факт остается фактом: при всех сложностях, шероховатостях, неизбежных в школьной жизни, начавшихся в начале девяностых трудностях по всем направлениям, школьная жизнь детей и нас, родителей, не была омрачена, а наоборот – наполнена яркими эмоциями. Школьники ходили танцевать в «Юбилейный», потом, в качестве эксперимента по формированию эстетически развитой личности, — в Детскую школу искусств, где учились слушать музыку, понимать живопись. Даже оперу поставили «Муха-Цокотуха»!

А «книжки-малышки»? Домашний совместный труд, который вызывал порой не совсем положительные эмоции. Кто бы тогда знал, что книгоиздание впоследствии станет делом жизни (это я не только о своей дочери — редакторе московского издательства).

В будущем году исполнится четверть века, как наши дети получили аттестаты. А мы, родители первого «звездного» класса Анны Федоровны Беловой, до сих пор при встрече радуемся друг другу, интересуемся жизнью давно разъехавшихся по городам детей-одноклассников. Ну а встреча с Анной Федоровной – это всегда радость!

Быть другом и членом команды

«Селигеру» не раз на протяжении десятилетий приходилось писать о достижениях последней в городе не-средней школе. И, по словам Анны Федоровны, для нее было большим счастьем попасть в коллектив единомышленников. Зоя Васильевна Опарова, директор, — трепетная, эмоциональная; как старшая сестра, заботливая и внимательная ко всем подчиненным, но вместе с тем, неназойливо держащая контроль за всем, что происходит в учебном заведении. Татьяна Аскольдовна Вишнякова, заведующая учебно-воспитательной работой, — организатор, методист, в поисках новых форм и методик. Они в тандеме представляли собой крепкую систему управления эффективной и комфортной образовательной средой. Что ни педагог – то личность, незаменимая в созвездии, к которому и сегодня стремятся сотни выпускников школы. И учитель начальной школы Анна Белова стала и остается надежным товарищем «команды молодости нашей» — так называют себя педагоги двадцать лет назад ликвидированной школы. Дружба и взаимоподдержка для них – понятия круглосуточные!

История школы, когда-то называвшейся «корольковой», закончилась. Наша героиня сделала четыре выпуска – всего за 14 лет. Многие из педколлектива, в том числе и Анна Федоровна, были приглашены в школу при Богородицком Житенном монастыре.

— Меня пригласили к мальчику, у которого были серьезные речевые проблемы. А теперь он — студент университета, и сам уже немного преподает. А потом матушка Елисавета уговорила взять первоклашек. Еще четыре года учительства.

Как стать Учителем

Мы намеренно не просили Анну Федоровну рассказывать об успехах её учеников, хотя знаем о них, и даже о педагогических подвигах опытного учителя. С надеждой, что ее птенцы, услышав о славном юбилее учителя 19 декабря, отзовутся поздравлениями и теплыми воспоминаниями. А вот в формате открытого урока дать практические советы коллегам – молодым педагогам было бы уместно.

— На своем многолетнем опыте убедилась в эффективности групповой работы в классе. Это развивает командный дух, соревновательность, ответственность и справедливость в оценке вклада каждого ученика. Учителю остается только (только!!!) тщательно подготовить урок, вплоть до хронометража, учесть психологические особенности участников группы и подвести итоги.

— Если ребятам дана самостоятельная работа, полезно негромко включить музыку. Звуки гармоничной мелодии успокаивают, настраивают на позитив, снимают стресс, который может возникнуть от неуверенности в себе.

Подсказка из зала:
— Коллеги – вне зависимости от возраста и званий, не стесняйтесь спрашивать совета, помощи, поддержки, участия. Особенно у тех, кто прошёл достойный путь в жизни и в профессии. Спасибо, что конца урокам нет. А вам, дорогая Анна Федоровна, здоровья, бодрости, оптимизма, любви и поддержки вашей большой семьи!

Наталья Николаева

Добавить комментарий