средь буднично-серых людей»

Эти строки Максимилиана Волошина стали девизом в педагогической жизни Татьяны Петровой.

Татьяна Владимировна — человек в городе известный. «Селигер» неоднократно рассказывал об энергичном, инициативном преподавателе, педагогических замыслах, планах и целях. Сегодня — рассказ о труде учителя на очередном жизненном этапе. Но сначала — немного из биографии нашей героини.

— Родилась я в Осташкове, детство прошло в доме на улице Гагарина среди любящих бабушек и родителей. Мама — Ада Яковлевна и папа — Владимир Сергеевич Шамарины работали на кожевенном заводе. Родители много времени уделяли нам с братом, занимаясь нашим воспитанием и образованием. Брат Сергей увлекался техникой, ему покупали велосипеды, мопеды, мотоциклы. А мне купили фортепиано и отправили учиться в музыкальную школу.

После окончания средней школы №2 поступила в Калининское педагогическое училище на отделение «учитель музыки, музыкальный руководитель». После окончания училища по распределению была направлена учителем музыки в среднюю школу №1 посёлка Селижарово. Собственно, в этой школе меня и научили работать!

В гимназию пришла работать в 1994 году. И приход этот можно назвать очередным счастливым случаем в моей судьбе. Зашли с подругой в гимназию поговорить с учителем, и вдруг выясняется, что свободна ставка учителя музыки. Я была рада возможности вернуться в родную школу, только уже в роли преподавателя.

С трепетным чувством пришла в школу, в которой когда-то училась. Начинала педагогическую деятельность под руководством Веры Ивановны Шарниковой. На августовском педагогическом совете меня встретили доброжелательно, приветливо. И хотя волновалась, всё же приятно было видеть знакомые лица. Особенно спокойно стало, когда ко мне подошла Людмила Васильевна Буркова (Шишова), с которой мы росли и играли в куклы на улице Гагариной.

Здесь уже были поющие коллективы — хор учителей, детские хоровые коллективы. Дети и педагоги принимали активное участие в школьных концертах, на городских смотрах художественной самодеятельности, в фестивале «Поющее Верхневолжье».

Период в школе, связанный с музыкой, — яркий, интересный. Дети с удовольствием занимались музыкой: пели, играли на детских музыкальных инструментах, рисовали иллюстрации к музыкальным произведениям. Те, у кого не хватало вокальных данных, но с избытком было желания, добивались неплохих результатов, так как у них был живой интерес к музыке. А вот талантливых ребят порой приходилось уговаривать. Так или иначе, музыкальная часть жизни в гимназии протекала весело, эмоционально, на позитиве и, главное, результативно, — говорит Татьяна Владимировна.

В 2007 году Зинаида Ивановна Пашинская, на тот момент сменившая В.И. Шарникову на посту директора, предложила учителю музыки перейти на административную должность, став заместителем директора по учебно-воспитательной работе. А это совсем другое направление — методическая работа, повышение квалификации учителей, посещение открытых уроков, мероприятия для учащихся, направленные на повышение познавательной активности, создание научных обществ и множество разных экспериментов.

Около 15 лет педагоги гимназии работают по программе, написанной Татьяной Петровой «Интеллект и творчество». В учреждении создано научное общество учащихся «Гимназист», проводятся «Дни науки», внутренние олимпиады; с 2007 года проходит конференция «Моя малая Родина», на которую приезжают учащиеся и коллеги из школ Андреаполя, Пено, Селижарова.

Программы аккумулируют разные направления активности у учащихся. Без этого всего школа невозможна, иначе — серая рутина. Данные мероприятия стимулируют детей и всесторонне развивают. Но чтобы мероприятия состоялись, педагогический коллектив проделывает большую подготовительную и организационную работу.

Третий год подряд педагоги работают над методической темой «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

С мужем Анатолием, племянницей Ольгой
и внучкой Машенькой

— Приоритет в работе — это коллектив учителей. Без функционально и методически грамотного учителя добиться успехов невозможно. Поэтому одной из целей моей деятельности является повышение квалификации учителей через курсовую подготовку, мероприятия внутри коллектива, взаимодействие с коллегами образовательного округа. На данный момент педагогический коллектив полностью укомплектован кадрами. 29 учителей и педагогов дополнительного образования имеют высшую квалификационную категорию и 19 — первую.

В коллективе педагогов сформированы методические объединения — математическое, филологическое, историческое, иностранные языки, начальная школа, развивающее обучение и дополнительное образование. Руководители методобъединений — моя опора. В начале года собираемся, говорим, спорим о направлении деятельности, о мероприятиях и об участии в них детей.

С 2009 года гимназия сотрудничает с екатеринбургским Центром развития молодёжи, а это — качественная, грамотная работа в плане развития детей, повышение квалификации и повышение качества образования. Под руководством директора Ирины Владимировны Андроновой педагогический коллектив идёт в ногу со временем, — продолжает Татьяна Владимировна.

А ещё педагог — руководитель пункта приёма экзамена, на котором ЕГЭ сдают учащиеся школ со всего городского округа.

Но есть и другая сторона жизни учителя, та, что вне школы.
Татьяна Владимировна бережно хранит воспоминания об учителях, у которых училась в средней школе №2.

С аккуратностью, трудолюбием, прилежанием её познакомила учитель начальных классов Галина Ивановна Бочманова. Позже классный руководитель Нина Ивановна Новикова заложила основы других лучших качеств.

Педагоги музыкальной школы привили любовь к искусству, культуре, а также интерес и уважение к людям.

Среди ярких моментов жизни — классное руководство. Незабываемыми для педагога и воспитанников стали походы в деревню Бараново, где ночевали в палатках, пекли картошку на костре и рассказывали друг другу невероятные истории с долей фантазии. Запомнились увлекательные и познавательные экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Тверь.

Приятно, что в гимназии в настоящее время работают выпускницы Татьяны Владимировны Юлия Павловна Шеренцова (Цырулёва) и Вера Михайловна Михайлова ( Малахова). Талантливые, активные, методически грамотные педагоги, а главное — учитывающие интересы детей и взрослых.

Классный руководитель двух своих выпусков благодарит родителей учеников. Это было приятное общение, общий интерес; немало совместных усилий пришлось приложить, чтобы мотивировать учащихся на высокое качество образования и успешность своей дальнейшей жизни.

Родители уважали труд учителя, с пониманием относились к учебному процессу. Классное руководство — это ответственность за каждого ученика, за его личностный рост, судьбу. В общем, труд это непростой, но интересный и требующий не только педагогических знаний, но и душевных сил.

Дома вот уже несколько десятилетий стоит всё то же фортепиано, за которое, к сожалению, садится всё реже. Татьяна Владимировна с особым трепетом относится к музыкальному инструменту, который родители купили ей во втором классе. Но вот времени на музыку совсем не остаётся.

Но иногда всё же сумеет выкроить время, чтобы послушать классические или инструментальные произведения, но непременно — один на один с музыкой. Посторонних в этот момент быть не должно, это те редкие минуты уединения, когда воедино сливаются душа и ноты.

Любимым местом релаксации семьи Петровых является дача, где героиня статьи с удовольствием занимается цветами. Дача — это место для отдыха души и тела, считает учитель, поэтому большая часть земли занята зонами отдыха и красивыми цветниками.

В 2003 году труд педагога был отмечен званием «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В 2013 году стала лауреатом регионального конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина-лидер». В семейном архиве хранятся многочисленные дипломы и благодарности Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Тверской области, отдела образования городского округа. Есть и диплом за победу в конкурсе образовательных учреждений, творчески работающих педагогов, инициативной талантливой молодёжи Тверской области в номинации «Инновационная деятельность, направленная на развитие системы образования и экономики региона», подписанная губернатором Андреем Шевелёвым.Также о педагогическом опыте писала «Учительская газета».

Наша героиня — не только заместитель директора. Она по-прежнему является учителем. После перехода на административную работу, уроки музыки и дополнительное образование успешно ведёт педагог-профессионал Анжелика Владимировна Пыльникова. Татьяна Владимировна изучает с ребятами и девчатами историю и краеведение.

— Если ты не ведёшь уроки, то не понимаешь, как правильно нужно работать в школе, реализовать методические новинки, общаться с детьми. Краеведение интересно ученикам, это предмет, который меняет мировоззрение, расширяет кругозор. Я не только показываю своим подопечным родной край с разных сторон, рассказываю о событиях, которые происходили в нашем крае, о людях. Большой блок посвящён литературному краеведению. Изучаем «Письма об Осташкове» Василия Слепцова, периоды жизни Пушкина и баснописца Крылова на тверской земле, традиции наших земляков, памятные места.

Учащиеся выполняют исследовательские и проектные работы по изучению краеведческого материала. Эти исследования помогают им развиваться, повышают мотивацию к обучению, развивают навыки учебной деятельности. Неоднократно работы ребят становились призёрами и победителями исследовательских и проектных конкурсов регионального и федерального уровня.

В 10-11 классах в учебном плане есть предмет: «Индивидуальный проект». Учащиеся третий год подряд выбирают темы по краеведению. Интересными оказались проекты «История Ленинского проспекта», фотовыставка «Старый Осташков», «Образовательные маршруты» — экскурсионные маршруты по Осташкову — духовно-нравственные, исторические, литературные, — подытоживает наша героиня.
На данный момент семья Татьяны Владимировны — это муж, племянница Ольга и её дочь Мария.

С супругом Анатолием познакомилась на танцах, вместе взрослели на улице Рабочей, где жили по соседству. Дружили в юности, учились, писали письма, гуляли по улочкам нашего города.

В феврале этого года чета Петровых отметила 44-ю годовщину совместной жизни. Анатолий Алексеевич во всём поддерживает супругу, понимая специфику нерегламентированной педагогической работы. Неоднократно сопровождал в походах, в экскурсионных поездках с классом.

Внучка Маша в сентябре пойдёт в первый класс и, конечно, вопрос, куда пойти учиться, в семье не стоял. Мама будущей первоклассницы однозначно сделала выбор в пользу гимназии. Это образовательное учреждение для всей семьи давно уже стало родным.

Общий педагогический стаж у Татьяны Владимировны — 45 лет. За этот период в жизни учителя было много открытий, впечатлений, радости от побед, успехов. Были и проблемы, и бессонные ночи, во время которых искала решения важных педагогических задач. Но она никогда не отчаивалась, зная, что профессия, которую выбрала, приносит добрые плоды и они обязательно пойдут на благо учеников, родного города и страны.

Ирина ТИНУС
Фото из личного архива Т.В. Петровой

Добавить комментарий