Евгений Николаевич Метёлкин служил радистом на Морфлоте. У него была интересная трудовая биография и насыщенная жизнь за пределами радиорубки.

В 1988 году супруги Метёлкины купили в Осташкове дом и десять лет, до выхода на заслуженный отдых Евгения Николаевича, приезжали из Мурманска на Селигер в отпуск.

Как только глава семьи вышел на пенсию, оба тут же приехали в Осташков в надежде вместе дожить свой век на берегах Селигера. Но судьба распорядилась иначе — всего несколько месяцев отпустила бывшему радисту жизни в Осташкове. Здесь он и нашёл последний приют.

Вдова Евгения Николаевича Ираида Михайловна поведала об удивительном человеке.

Евгений Метёлкин пришёл в Мурманское арктическое пароходство в 1960 году после окончания курсов радистов. Позже заочно окончил Государственную морскую академию имени адмирала С.О. Макарова в Ленинграде, где обучался на радиотехническом факультете.

Он был заядлым радиолюбителем и соорудил радиопередатчик, через который связывался с радистами со всего мира. Ходил на теплоходе «Валя Котик» в разные страны — Америку, Италию, Францию, Канаду, Тайвань и искал по позывным радиолюбителей, с которыми до этого общался лишь через радиопередатчик. Во время стоянки в порту, встречался лично. У него позывной был «UA1ZM».

В Канаде побывал в гостях у радиолюбителей, и в качестве ответного визита пригласил их на теплоход. Канадские гости, отведали русских блюд, и очень им понравился ржаной хлеб, на него особенно налегали. Оказалось, что у себя на родине едят лишь пшеничный хлеб. Почему так, память Ираиды Михайловны не сохранила, но факт остаётся фактом — русский ржаной хлеб, испечённый коком теплохода, покорил иностранцев вкусом и ароматом.

Канадцы потом присылали подарки русскому радисту — одежду для новорожденной дочери, а когда она пошла в музыкальную школу и заграничные нотные тетради пришлись к месту.

Особый день в биографии не только радиста Метёлкина, но и всего российского народа — 17 августа 1977 года.

В газетах писали: «Атомный ледокол «Арктика» стал первым судном в мире, достигшим Северного полюса в надводном положении. Поход организовал и возглавил министр морского транспорта Тимофей Борисович Гуженко, тем самым, взяв на себя ответственность за возможный провал экспедиции. За время похода атомоход прошел 3852 морские мили, 1200 из них — в многолетних льдах толщиной до 3,5 метров».

«17 августа года в четыре утра впервые в мире атомоход в активном плавании достиг географической точки Северного полюса. В 9:40 на льдине был поднят флаг Советского Союза. В Мурманск 22 августа вернулись уже героями. Доказали на практике возможность круглогодичной навигации и транзитного прохождения Северного морского пути».

На борту присутствовали десятки корреспондентов из разных газет и трое радистов трое суток без перерыва на обед не выходили из рубки, отсылая информацию на материк. Сожгли три чайника, так как только и хватало времени, чтобы чаю попить.

За заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом отвагу и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями СССР участников рейса и большую группу специалистов. Евгения Николаевича наградили орденом «Знак почёта» и именными часами. И разрешили вне очереди купить «Жигули».

Часы Ираида Михайловна бережно хранит до сих пор.
До «Арктики» радист Метёлкин ходил на атомоходе «Ленин». Как-то шли из Америки в Канаду на теплоходе «Валя Котик» через Великие американские озёра, и вдруг вся команда выскочила на палубу: по берегам озёр — множество шикарных вилл капиталистов, спуски от вилл — прямо в воду и русские моряки наблюдали, как сытые капиталисты прыгали в озеро. Для наших граждан такая роскошь была в диковинку.

Побывав во многих странах, Евгений Николаевич сделал вывод относительно женщин. Самыми элегантными, на его взгляд, были полячки. А вот французские женщины его, мягко говоря, удивили. Повстречал на улице немало француженок, на голове которых были бигуди, а сверху надеты шляпы. Русскому моряку показалось странным решение «утончённых кокеток» выходить из дома в таком виде.

После того, как радиста не стало, в Мурманске проводили соревнования радиолюбителей, посвящённые памяти Евгения Метёлкина.

Огородные хлопоты радиста

Дети тоже со временем переехали в Осташков.

О дочери Елене, которая занималась бисероплетением, «Селигер» писал в декабре 2015 года:

«…Сначала я занималась только бисером, — рассказывала Елена, — но потом увидела эти камушки и увлеклась их обрамлением. Под Мурманском, в городе Апатиты, ведутся разработки горных месторождений. Люди там сами добывают камни, обрабатывают их и делают кабошоны. Я много работала с флюоритом, лабрадоритом и чароитом, но самый любимый материал — малахит…

…Сложные сплетения узоров из бисера, великолепно подобранная под камень цветовая гамма. Работы Елены — это не просто женские украшения, а настоящие произведения искусства, способные подчеркнуть индивидуальность своего владельца»…

К большому сожалению, Елена Михайлова ушла в расцвете сил в 2019 году.

Сын Метёлкиных Евгений работает в Осташкове в «Антипоже». В 2016 году о его дочери Ирине в «Селигере» тоже было напечатано несколько строк:

«Театр-студия «Спутник» гимназии №2 представил премьеру спектакля «Завтра была война» по одноимённой повести Бориса Васильева. Показ произвёл сильное впечатление на зрителей. Работа маленького школьного театра могла бы украсить межрегиональный фестиваль и уж наверняка должна быть показана на сцене Районного дома культуры…

Отдельно хочется отметить Ирину Метёлкину, исполнившую роль Искры, Андрея Павлова, Елизавету Кошкину. Роли этих ребят получились наиболее объёмными и достоверными, без скидок на возраст», — писал корреспондент газеты Андрей Рябочкин.

Вот так мурманчане Метёлкины, приехав Осташков, корнями проросли в селигерскую землю.

У самой рассказчицы тоже есть своя жизненная история.

Супруги Метёлкины

— Родилась я в 1936 году. Когда началась война, отец отправил нас в Астрахань, там мы вроде как обустроились, мама стала донором. А вскоре и туда война добралась. Помню, погрузились мы в товарные вагоны и — в эвакуацию. В вагонах все спали на нарах, и лишь какая-то женщина — на своем сундуке, который успела взять с собой. Днём по вагонам ходили три Ивана и раздавали пассажирам еду.

На станции Верблюжья, между Астраханью и Чкаловым, поезд попал под авиабомбёжку. Мы побежали в степь и легли, накрыв голову руками. Долго так лежали. В какой-то момент я подняла голову и увидела, как горят вагоны. Все три Ивана погибли и уже кормить нас было некому. Мне тогда было шесть лет.

Уставшие и голодные приехали в Чкалов (Оренбург), а оттуда в Красный Холм в совхоз имени Димитрова. Нас поселили в крохотной комнатушке в одном из домов. Я, мама, бабушка, тётя и её сын разместились на двух кроватях, да на пол был брошен матрац. А вместо стола приспособили чемодан. Позже в бараке нам дали комнату побольше. На чужбине прожили до 1944 года.

Тётя устроилась заведующей столовой, мы приходили к ней на работу, дожидались пока рабочие покушают и шли вместе с ними ловить тушканчиков. Наловим, принесём в столовую, приготовим. Вот и мясо на обед. А шкурки сдавали.

Там я пошла в первый класс. Как-то прилетел самолёт, и учительница сказала: «Пойдёмте, ребята, к лётчикам, может нам чего дадут». Военные что-то распаковывали и выкидывали бумагу. И мы попросили разрешения взять эту бумагу себе. Бумага была хорошая и чистая и мы писали на ней на уроках.

В 1944 году уехали в Мурманск. Но периодически там случались бомбёжки. И тогда мы убегали в бомбоубежище.

Хорошо помню майское утро 1945 года, когда объявили о победе. Люди выбежали на улицу в семь утра, обнимались, плакали. Отец вернулся с войны в 1946 году.

В Мурманске училась со 2-й по 4-й классы в базовой школе. А потом в Мурманской второй женской школе. Была первая мужская школа и ребята приходили к нам на вечера. И было большое уважение к девушкам. И уже с 1954 года школы стали смешанными.

Со всего мира приходили послания. И Евгений Николаевич тоже посылал привет из России

Окончив школу, поступила в Первый Ленинградский медицинский институт имени академика Павлова. Первые два года было очень сложно. Занятия в анатомичке давались нелегко, пропахла вся формалином. Но выдержала все испытания, получив специальность. Девять лет отработала в Мурманске в госпитале терапевтом, потом работала врачом функциональной диагностики.

Когда купили автомобиль, побывали с мужем во многих городах — в Сочи, Адлере, Крыму, Минске, Киеве. И каждое путешествие — длиною почти в две тысячи километров. Нередко ночевать останавливались в лесу.

Как-то приехали к другу в Псковскую область. Хозяева захотели нас удивить, сказав: «Сейчас мы вас таким чаем угостим, какого вы не пробовали». Каково же было удивление хозяйки, когда я, увидев чай, тут же сказала: А чай-то у вас калмыцкий!». «Откуда вы знаете?», удивилась хозяйка.

Я рассказала, что калмыцкий чай готовила ещё моя бабушка. С тех пор я его и полюбила.

Позже, когда приехала жить в Осташков, заказывала чай у одного из предпринимателей, державшего магазинчик. Но со временем чай пропал из продажи.

Продавался он в виде твёрдого прессованного кирпича из листьев со стеблями. Ножом его соскабливали в чайник, заваривали и употребляли с молоком, солью и сливочным маслом.

В Вологодской области, откуда Евгений Николаевич родом, во время войны было голодно, и супруг рассказывал, как спасали от голодной смерти грибы-рыжики, за которыми ходил в лес. Я слушала и думала, что за рыжики такие? И, только приехав в Осташков, увидела на базаре рыжики. Впервые в жизни, — делится воспоминаниями Ираида Михайловна.

Она много рассказывает о своей жизни, которая была непростой, но такой интересной! «Сейчас остались лишь воспоминания», констатирует героиня материала.

Да, жизнь дарит нам яркие события, моменты и впечатления. К сожалению, приходит пора, когда многие моменты жизни становятся семейной историей. В этом и заключается неумолимый ход времени. Некоторые люди, покидая этот мир, оставляют после себя яркий след. Такой след в истории оставил и радист Евгений Метёлкин.

В то же время в этот мир приходят новые люди. И им создавать будущее — строить города, совершать научные открытия, покорять космос, моря и океаны.

Вот и у нашей героини в последний день марта на свет появился правнук. И, возможно, именно ему предстоит совершить невероятное открытие или увлекательный поход в дальние страны. И даже если ничего такого не случится, то он обязательно вырастет просто хорошим человеком. Ведь хороших людей чем больше, тем лучше! А пока он радует своим появлением родителей, родственников и прабабушку.

Ирина ТИНУС
Фото из архива И.М. Метёлкиной

Добавить комментарий