12 апреля в Осташковском краеведческом музее начнёт работать выставка «И звенят. Звенят коклюшки…», на которой будут представлены работы из фондов Тверского государственного объединённого музея.

В фондах краеведческого музея в Осташкове хранятся работы мастера плетения кружев на коклюшках Лины Тихоновны Федотовой, которые также будут представлены на выставке.

Внучка Лины Тихоновны Елена с удовольствием рассказала биографию своей бабушки. В жизни женщины были радостные и трагические моменты; она пережила войну, всю жизнь проработала на кожевенном заводе, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В преддверии открытия выставки предлагаем читателям «Селигера» рассказ о непростой судьбе женщины, которая, несмотря на перипетии судьбы, всю жизнь продолжала заниматься любимым делом.

Лина Тихоновна Федотова родилась в 1912 году в городе Ольшанец Липецкой области в многодетной семье. Её мама плела елецкие кружева, она же и дочерей этому делу научила.

— Бабушка Лина садилась за круглый барабан, набитый сеном, обшитый грубой тканью, накалывала рисунок ручкой, брала в руки деревянные коклюшки с намотанными нитками, их ещё звали сколок, и начинала плести кружевное чудо.

Сколько себя помню, бабушка постоянно плела, так что я выросла под стук деревянных коклюшек. Сестра бабушки Лины, все звали её Натуся, тоже отлично плела кружева.

Из рассказов бабушки я узнала, что моя прабабушка Дуня, к сожалению, её отчество мне не известно, была властной домоправительницей, а прадедушка Тихон Агафангелович Урюпин — донской казак, в жилах которого текла и татарская кровь, служил на флоте.

Л.Т. Федотова за работой

Помню, что дослужился он до высокого чина, но вот какого — память не сохранила, так вот, несмотря на воинский чин, он был мягким по характеру человеком и, можно сказать, находился под каблуком у жены. Во время войны прадедушка Тиша потерял глаз, поэтому носил чёрную повязку. Это, пожалуй, всё, что могу сказать о родителях бабушки.

Бабушка Лина окончила школу и поступила в Богородский кожевенный техникум, вышла из которого техником-технологом. В июле 1940 года приехала по распределению в Осташков на кожевенный завод. Её определили мастером в хромовый цех, там она познакомилась со своим будущим мужем Фёдором Федотовым. Они поженились и стали жить в доме в переулке Кузьмина.

Три раза они становились родителями. Да только старшая дочь Света, которая родилась до войны, умерла от пневмонии, когда ей было всего три годика.

А потом началась война. Бабушка Лина работала на кожзаводе, а дедушка подался в партизаны. В 1941 году кожзавод был эвакуирован, бабушку уволили в связи с передислокацией и приняли на должность счетовода в воинскую часть.

В 1944 году снова была уволена и снова в связи с передислокацией. По командировке Наркомстата СССР отправлена в город Елец на кожевенный завод имени Ленина. Там она трудилась в должности главного инженера-плановика.

Через год вернулась в Осташков на завод, который снова начал работать. Была назначена на должность плановика осташковского заводского управления Росглавхлеба.

Позже трудилась в кожзаводской лаборатории, и в дубильном цехе плановиком, и в зольном цехе старшим мастером. В 1967 году ушла на заслуженный отдых.

Семья Урюпиных. Маленькая Лина — слева в чепчике

Во время войны в родовой дом Федотовых чуть было не попала бомба, но её защитила, посаженная когда-то братом Фёдора Николаем, берёза. Берёза эта, покалеченная войной, до сих пор стоит возле дома.

Бабушка была правильной и дисциплинированной женщиной, без вредных привычек. В доме была идеальная чистота, всё блестело и полы всегда намыты, а на окнах — белоснежные занавески, и это, несмотря на то, что приходилось топить печки.

И по всему дому — её рукоделие: скатерти, салфетки, накидки на подушки, которые украшали интерьер, привнося в него уюта и красоты. Среди бабушкиных работ было и свадебное платье с перчатками, и изысканная кружевная шаль.

А еду она готовила в печке и от этого пища получалась особенно вкусной и ароматной. У хлебосольной хозяйки в доме всегда было полно гостей.

Хранила тёмно-красную записную книжку 1972 года выпуска и ценой в 20 копеек. В неё записывала фразы, которых и придерживалась всю жизнь.

«Жизнь идёт вперед. Она зовёт к действию, которое каждому дарит веру в будущее, следовательно, надо смотреть только вперёд», с этих строк начиналась записная книжка.

«Никогда не пытайся представить факты не такими, как их сам видишь. Правдивость — это дыхание в жизни. Это основа всякого достоинства и в деловой сфере она обеспечивает доброе имя каждому, кто крепко её любит».

С любимым делом не расставалась, и плела кружева, как только выпадала свободная минутка. Мастерством, достигнутым в этом деле, делилась с земляками, показывая чудесные изделия на выставках.

А ещё осташковские модницы могли приобрести изысканные вещи, Лина Тихоновна сдавала их на продажу в универмаг. У меня на школьном платье всегда были изящные кружевные воротнички и манжеты.

Я любила бывать у бабушки с дедушкой в доме на улице Кузьмина. Бабушка меня очень любила и опекала. Мне нравилось слушать её рассказы о царской семье. Она много рассказывала о жизни Романовых, так как очень любила государя.

Лина Тихоновна (справа) с мамой Дуней и сестрой Натусей

В прошлом году я специально съездила в Екатеринбург, чтобы побывать на месте казни царской семьи.

Бабушка ратовала за то, чтобы все состояли в Коммунистической партии. Она была настоящей коммунисткой. Даже перед тем как выйти замуж, поставила будущему жениху условие, чтобы он обязательно вступил в партию и пошёл учиться в вечернюю школу, так как у него было всего четыре класса за спиной.

Когда прадедушка Тиша ушёл из жизни, прабабушка Дуня переехала в Осташков, чтобы быть поближе к дочери. С ней приехали и две сестры Лины Тихоновны — Натуся и Таиса.

Бабушка любила петь песни и с удовольствием ходила на демонстрации. По характеру она была такая же, как и своя мама Дуня, — властная и управляла в семье всем, и не любила лжи и фальши, — рассказывает Елена.

Несколько слов о нашей рассказчице. Елена родилась в Осташкове, сейчас живёт в Подмосковье. В 16 лет уехала в Тверь, чтобы исполнить бабушкину месту. Та сказала ей, что хотела бы видеть внучку фармацевтом, и Лена выучилась на фармацевта, а ещё бабушка сказала, что у внучки — замечательные руки и она могла бы стать массажистом и Елена им стала.

Все члены семьи Елены Федотовой заслуживают внимания и того, чтобы о них узнали люди. Например, её прадед Илья Федотов был городничим в Осташкове.

Елена бережно хранит газету «Голос кожевника» от 17 марта 1960 года, которую долгое время хранила бабушка.

В статье — всего пара слов о супруге, но эти слова были дороги сердцу Лины Тихоновны:

«Одним из важнейших путей, обеспечивающих более полное использование кожевенного сырья, является облагораживание. За последние годы облагораживание все шире применяется при производстве хромовых кож. Облагораживание юфти не нашло должного применения у нас, хотя за рубежом его применяют.

Тихон Агафангелович Урюпин

После внедрения облагораживания в хромовом производстве, решено было провести опыты по облагораживанию юфти, так как значительное количество кож имеет лицевые дефекты, тем самым снижая сортность товара.

Кроме того, на многих кожах барушистый вороток находится ниже уровня передних лап, что снижает сортность и уменьшает выход полезного кроя. Юфть содержит большое количество жира. В виду этого она шлифовке не поддается.

Единственно возможным способом удаления лицевых дефектов может быть применение бланжировки. Это и было осуществлено.

За облагораживание с большим старанием взялся Фёдор Ильич Федотов. В ходе опытных работ было выяснено, что после бланжировки целесообразно дать шлифовку, а затем наносить дважды масляные грунты с промежуточной подсушкой….

Совершенствование и внедрение облагораживания позволит улучшить качество юфти, вырабатываемой нашим заводом, полнее удовлетворит нужды потребителей», писал в статье «Новое в отделке юфти», начальник юфтевого производства Ф. Миронов.

В 1982 году Осташковский краеведческий музей выпустил каталог выставки народного творчества, посвящённой 60-летию образования СССР и долгое время экспонировавшейся в стенах музея.

«Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества».

Каталог начинался со статьи 27 Конституции СССР, под которой первой была фотография Лины Тихоновны во время плетения кружева, сделанная корреспондентом районной газеты и фотографом Юрием Михайловичем Крыловым.

Мастерица до конца своих дней плела кружева. Радовала изящными изделиями родных, друзей, осташей и гостей Селигерского края. Совсем скоро у осташей появится возможность увидеть кружевную фантазию не только Лины Тихоновны Федотовой, но и других мастеров кружевного плетения. Для этого нужно найти время и посетить выставку в краеведческом музее.

Ирина ТИНУС
Фотографии предоставлены Еленой Федотовой

Добавить комментарий