«Когда слушаешь музыку в исполнении Танела Йоаметса, забываешь, что рояль – ударный инструмент», — так предварила выступление эстонского пианиста ведущая второго концерта фестиваля «Музыкальные вечера на Селигере» Элеонора Беляева.
Она же напомнила, что Йоаметс уже концертировал на селигерской сцене в 2001 году, и по традиции успех дальнейших выступлений был практически гарантирован. Он стал лауреатом очень престижного Международного конкурса пианистов имени А.Н. Скрябина.

Именно музыка этого русского композитора, творившего на рубеже XIX-XX веков, стала неотъемлемой частью творческого портрета Танела. «Каждый образ, каждый поворот его музыки соответствует моему душевному движению. Есть композиторы, которым надо верить, а со Скрябиным я не должен себя убеждать – все получается как надо», – признается пианист. И действительно, произведения Скрябина из всего прозвучавшего в этот вечер музыканту удались лучше всего. Не секрет, что музыку этого композитора ценят далеко не все. По аналогии с «лемешистками» и «козловитянками» – фанатками известных теноров, в начале прошлого века такое же творческое противостояние шло между поклонниками восходящих звезд в музыкальной композиции, воспитанников одного педагога, Сергея Танеева, – Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. В свое время раскрыть красоту музыки Рахманинова мне помог в середине 90-х пианист Сергей Главатских, а Танелу Йоаметсу удалось зародить интерес к творчеству Скрябина.
Конечно, только этюдами дело не ограничилось. Вначале Йоаметс исполнил произведения Грига и Дебюсси, как бы заявив о своем амплуа романтика. Услышали Моцарта и Шопена. Но подлинное открытие состоялось во втором отделении, когда Танел Йоаметс показал свои импровизационные возможности. Он исполнил сложную пьесу Лепо Сумера, современного эстонского композитора, «Пардон, Фредерик!». В ткань этого произведения включены цитаты из мазурки Шопена и часть, где музыкант должен импровизировать, играя барабанными палочками по роялю и полу. Ну и кто потом посмеет сказать, что рояль – не ударный инструмент?! Еще более интересным была импровизация на заданную зрителем тему – «Наваждение». Это получилось очень эмоционально, рояль даже на мгновение стал щипковым инструментом. Гремели молоточки, ударяли клавиши. И потом тихо-тихо, на цыпочках, наваждение растворилось. Браво!
А вот завершился концерт фиаско. Не музыканта; нет, конечно, а конфузом для нас, хваленой осташковской публики. На бис Танел исполнял, конечно же, этюд Скрябина. И тут завопил мобильник. Звонил и звонил… Пианист встал и ушел со сцены. Слушайте, со стыда было некуда деться! Все-таки и зрителям надо быть строже, и организаторам нелишним будет напоминать о приличиях.
Наталья Николаева
Фото Юрия Васильева

Добавить комментарий