Герой этого материала родился в Осташкове, в той его части, что когда-то звалась Америкой. Пока отец работал в райпо электриком, а мать на кожзаводе в отделочном цехе, их сын Владимир учился в средней школе №2, окончив восемь классов которой, поступил в Осташковский электромеханический техникум в группу «МК», что означало – «механики-конструкторы». Из техникума вышел с дипломом, в котором значилась запись: «Производство машин для лёгкой пищевой промышленности».

Студенту очень хотелось иметь карманные деньги и потому он в летние каникулы подрабатывал на пристани матросом. В 1981 году семнадцатилетним ступил на палубу теплохода «Москва-86», который годом ранее курсировал по Москва-реке.

После двухнедельной стажировки Владимиру выдали удостоверение матроса. И всё лето он трудился на экскурсионном теплоходе, где капитаном был Виктор Александрович Емельянов, который, кстати, до сих пор работает капитаном на пристани Осташков.

Во время подработки на летних каникулах произошло с молодым человеком маленькое приключение — ему досталась крохотная эпизодическая роль в кинофильме «Дамское танго», снимали который в деревне Неприе.

— Помню, пришли мы с рейса, а диспетчер нам говорит: «Завтра возьмите с собой паспорта и с группой киношников поедете снимать эпизод». Съёмочная группа попросила отвезти их на остров Любви. Но, к сожалению, сойти на берег не было никакой возможности, так киношники прямо на палубе устроили шикарный обед, на который пригласили и членов команды теплохода. Мне выпало сидеть рядом с главной героиней фильма, сыграла которую актриса Валентина Федотова.За сопровождение группы и за эпизод я получил 25 рублей, кстати, неплохие деньги для студента, — рассказывает Владимир Владимирович.

Его можно увидеть в конце фильма, когда главная героиня прощается с Анатолием Васильевым на пристани. В кадр на секунды попадает молоденький матрос в оранжевом жилете, швартующий теплоход «Капитан Марков».

С супругой Татьяной и внуками Фёдором, Вовой и Андрюшей

Через год Владимир снова пришёл матросом на летнее время, ну и после окончания техникума решил не отклоняться от выбранного курса и трудоустроился на пристань. Проработал недолго, так как в 1983 году призвали в ряды Советской армии для прохождения срочной службы. Молодой солдат служил в Украине в аэропорту Винница оператором радиолокационной станции.

В 1985 году демобилизовался и вернулся в Осташков.

— Иду как-то вечером на танцы в Набережный сад, а мне навстречу — начальник пристани Татьяна Михайловна Федосенко. Она предложила мне прийти на пристань мотористом. Я после службы месяц отдохнул, и начался трудовой этап в жизни. Озеро, теплоход и пристань — всё это было предначертано мне судьбой.

Заочно поступил в Рыбинское речное училище имени В.И. Калашникова. В 1989 году получил диплом судоводителя. Но встал у штурвала не сразу. Вакансий не было, и я год проработал мастером в мастерских пристани. А через год перешёл сменным капитаном на теплоход «Капитан Марков», потом водил пассажирский теплоход «Лиза Чайкина» и речной буксир-толкач «РТ-325».

— Как начинался рабочий день капитана пассажирского судна?

— За полчаса до начала рабочего дня проходил медкомиссию, после которой шёл в диспетчерскую службу, где получал диспетчерское распоряжение и — на судно. Проверял наличие топлива, масла. А если предыдущая смена оставляла какие-то сведения на бумаге, читал и действовал согласно обстоятельствам. Тогда ведь не было мобильных телефонов и связь держали через записки.

Незадолго до отплытия приходили пассажиры, рассаживались по местам и теплоход отчаливал. По ходу следования я объявлял остановки, а их на полновской линии было около десяти — Пески, Светлица, Заплавье, Зимник, Память Ленина, Сосница, Городец, деревня Остров в Новгородской области и так — до конечной, до Полново. Там брали новых пассажиров и — обратно в путь. В Осташков прибывали в семь часов вечера.

Были случаи, когда приходилось останавливать теплоход и вылавливать пассажиров, разгорячённых алкоголем, которые решили освежиться в Селигере, прыгая с палубы в воду.

— Но помимо трудовой биографии, была и личная жизнь, семейная?
— В маленьком городе многих знаешь лично, а со многими так или иначе пересекаешься по работе, учёбе или просто на городских улочках. Вот и с будущей супругой я виделся на общих студенческих мероприятиях, когда студенты электромеханического заглядывали к студенткам финансового техникума. Здоровались и ничего больше.

Судьбоносная встреча произошла позже, когда, вернувшись из армии, пошёл с другом в кино. В тот день и Татьяна пришла с подругой на этот же сеанс. Да ещё и места в зале оказались рядом. Из кинотеатра мы вышли вместе.

В 1986 году сыграли свадьбу. В браке родились дочь Елена и сын Борис. Оба живут и работают в Твери. Супруга — педагог, — делится сокровенным Владимир Владимирович.

Удачливые грибники Владимир (справа) со свояком Николаем (в центре) и зятем Сергеем

Молодые люди поженились и три года жили в Америке, но не в той, что ещё Западом зовётся, а в своей, родной, с родителями Владимира. А потом купили участок со стареньким домиком на берегу Селигера. В домовой книге год постройки дома значился как «построенный до 1917 года».

Участок был настолько низкий, что удивительная картина открывалась из окна домика. Приходил Владимир на обед домой, сидел на кухне, суп ел, в окно смотрел, а в огороде уклейка плавала. И, естественно, каждую весну в подполе дома стояла большая вода.

Со временем вместе с тестем поставили новый сруб и в течение десяти лет строили дом. Потрудиться пришлось немало, ведь сначала надо было значительно повысить уровень участка. А как жить на берегу и не иметь лодки? Появилась и она в хозяйстве Михайловых.

И теперь троих внуков, детей и друзей Владимир периодически вывозит на просторы Селигера. Есть у дедушки Володи мечта — провезти внуков — девятилетнего Фёдора и пятилетних близнецов Вову и Андрюшу — по забытому маршруту Осташков-Полново.

В прошлом году коллега Владимира Владимировича прошёл этим маршрутом, поделился впечатлениями и теперь у нашего героя появилась мечта. Ведь в последний раз он вёл свой теплоход по этому маршруту в конце прошлого столетия. Сейчас речка Полоновка зарастает, и его внуки увидят совсем другую реку, нежели какой она была в годы активных пассажирских перевозок.

— А что делал капитан и его команда зимой?

— Занимались ремонтом судна. Я ведь не просто капитан, а капитан-механик, и наравне с членами команды принимал участие в судоремонтных работах. Приходилось подрабатывать кочегаром, работал на рыбозаводе — ловил сетями рыбу. Рубил проруби и был ответственным за их состояние весь зимний период. Получал 70 рублей в месяц за пять вверенных мне прорубей. Нужно было не только прорубить, но и содержать их весь сезон. Два раза в день очищать от снега и льда, прочищать дорожку к прорубям. Тогда по всему городу были проруби для бытовых нужд населения.

В 2014 году в Кодексе внутреннего водного транспорта появилась статья 34.1, согласно которой вводилась система управления безопасностью, и мне предложили должность ответственного по системе управления безопасностью на острове Городомля. Я согласился, и с того года по настоящее время я — начальник отдела водного транспорта.

Мы прощаемся. С конца марта начались водные перевозки по Селигеру работников предприятия «Звезда», поэтому Владимир Владимирович спешит на остров решать организационные вопросы. К слову сказать, он до сих пор остался верен выбранному когда-то курсу и по сей день ему по ночам снится работа. И по ту сторону реальности он решает рабочие моменты, и частенько именно во сне приходят нужные идеи для решения рабочих вопросов.

14 апреля Владимир Владимирович отметит юбилей! Поздравляем с замечательной датой, желаем крепкого здоровья, энергии, бодрости духа и пусть в доме всегда будут гармония, покой и уют.

Ирина ТИНУС

Фото из личного архива В.В. Михайлова

Добавить комментарий