Зинаида Николаевна Фёдорова приехала в Осташков в 1965 году из села Карымск Иркутской области. Сегодня она рассказывает, какой путь ей пришлось пройти перед тем, как оказалась на берегах Селигера, и о жизни в городе.

Родилась я в Омске за два года до начала войны, поэтому сполна пришлось хлебнуть голодного военного детства. С началом войны отец Николай Сергеевич ушёл бить фашистов, а мама Татьяна Константиновна с двумя дочерьми уехала к своей маме в посёлок Карымское Читинской области. Помню, что там было очень голодно. Так голодно, то мы уже собирались умирать. У папы в Иркутской области жила старшая сестра, так вот мама выхлопотала пропуск, и мы поехали к тёте Лизе на поезде в Заларинский район на станцию Тыреть.

Пока ехали, нас чуть было из поезда не высадили, так как билет у нас был не до конечной станции, но потом пожалели. Приехали на станцию. Мама лежала на вокзале, обессиленная от голода, а мы с сестрой ходили и просили у прохожих еды. Дождались мужа сестры, который приехал за нами на лошади. Приехали в деревню, где был свой колхоз. В общем здесь нам жилось посытнее.

К тому же, у родственников был свой огород и немаленькое хозяйство, которое они держали, чтобы платить большой продуктовый налог. И, несмотря на то, что тётя держала двух коров, мы пили только обрат, сыворотку и ели простоквашу. А молоко всё шло на сдачу государству.

Зимой тётя Лиза замораживала молоко в металлических мисках, потом переворачивала миску и, как дети в песочнице играют в куличики, также выбивала замёрзшее молоко из тары и складывала в подполе.
Правда, всегда был хлеб, но чистый хлеб никогда не ели, так как пекли его в доме напополам с картошкой. И это всё равно было лучше, чем, когда жили в Забайкалье, недалеко от Читы. Там нам дедушка как-то принёс неочищенный овёс, напарил целую чашку, и я с младшей сестрёнкой Ниной высасывала мутную жидкость из чашки. Так и выживали.

Приехали к тёте и начали обустраиваться. Мама пошла на железную дорогу ремонтировать железнодорожные пути, таскала шпалы на плечах, а это была очень тяжёлая работа. В помощь женщинам был начальник станции, комиссованный с фронта по ранению. Вот он, раненый, да слабые женщины — и вся рабочая сила.

Мы жили у тёти Лизы, а мама работала в десяти километрах от нас, приходила навестить один раз в неделю в выходной день. Посмотрит на дочерей да обратно в путь. Вот так, за день двадцать километров в оба конца отмотает.

Потом мама узнала о леспромхозе в селе Карымск и устроилась туда на работу, забрав с собой Нину. Я осталась жить в тётей. Позже и я приехала к маме. Семилетку окончила в Карымске, а 8, 9, 10 классы заканчивала в школе, что находилась в десяти километрах от дома. Поэтому неделю жила в школьном интернате. А на выходные мы с ребятами забирались в грузовик, который отвозил нас домой, а когда грузовика не было, десять километров шли пешком.

После школы поступила в Тулупинское педагогическое училище, вышла из которого через два года учителем начальных классов. Направили меня в далёкую деревню Адамовск в малокомплектную начальную школу, где в классах было по 3-4 человека. Добираться приходилось до Адамовска по узкоколейке, по которой маленький паровозик тащил вагончик. Но он останавливался на полпути, и я выходила из вагончика и шла через лес. А паровозик шёл дальше. Пройти через лес надо было засветло, так как в темноте и зверь мог выйти навстречу.

В 1959 году в деревне ещё не было света и к занятиям приходилось готовиться при свете керосиновой лампы, а почтальон в то время приезжал на лошади один раз в месяц — привозил корреспонденцию, зарплату.

В Адамовске встретила будущего мужа — Анатолия. Уроженец Осташкова, он завербовался в Иркутскую область добывать смолу.
В школе, в подсобке мы с Анатолием начинали вить семейное гнёздышко. Через год в Адамовск приехала другая учительница, а меня направили в деревню Бандураевка.

Расписались мы с Анатолием, а его вскоре в армию забрали на три года в Комсомольск-на-Амуре. Я отработала положенное по распределению время, и с сыночком Сергеем отправилась к маме в Карымск.

Устроилась в школу сначала пионервожатой, а позже — учителем начальных классов, а летом ещё и в пионерском лагере работала. Муж вернулся из армии, и мы поехали на его родину.

В осташковских школах свободных вакансий не было, устроилась в кожзаводской детский сад на улице Урицкого. Работать с дошколятами понравилось, и в 1966 году заочно потупила в Московский пединститут, окончила его в 1971 году по специальности «Педагогика и психология дошкольная».

С сыновьями Сергеем и Андреем

В 1970 году в нашей семье появился второй сын — Андрей.
В 1974 году меня пригласили в отдел образования и предложили должность заведующей детским садом №1 гороно в переулке Огородном, сейчас — это детский сад «Улыбка» в переулке Литвиненко.
Здесь мне пришлось тяжело, так как нужно было провести не только большую методическую работу, но и по хозяйственной части немало потрудиться. Плита на кухне топилась дровами, продукты из магазина привозили на тележке, не было горячей воды и канализации, отходы сливали прямо на территории детского сада, потом вызывали машину, которая их вывозила.

В то время рядом с садиком строился ресторан «Эпос», и я каждый день ходила к начальнику ПМК с просьбой протянуть до детского сада мощный электрический кабель, чтобы можно было поставить электрическую плиту, так как для дровяной плиты дрова нужно было пилить, колоть, складывать. Муж Анатолий, когда один, когда с друзьями помогал в этом деле. Но всё же это было хлопотно и неудобно. И вот к детскому саду кабель всё же протянули.

Один из родителей воспитанников работал в общепите, он помог достать, привезти и установить новую электрическую плиту на кухне. Позже провели канализацию и подключили горячую воду.

А в 1976 году за большую проделанную работу в детском саду заведующий гороно Альберт Васильевич Абакшин вручил мне знак «Победитель социалистического соревнования».

В детском саду проработала до 1980 года, а потом пригласили в гороно методистом по детским садам. Выполняла работу за троих — была методистом, инспектором и прорабом-инженером по оборудованию детских садов гороно спортинвентарём, посудой, наглядными пособиями. Анатолий в то время работал в автохозяйстве на грузовом автобусе, вот с ним и ездила за всем необходимым для детских учреждений.

А ведь в то время в каждой деревне был детский сад, а всего в Осташковском районе их было 29 и один детский дом в Бухвостово. С перестройкой начало всё приходить в упадок. Детские сады содержали колхозы. Как только не стало колхозов и детские сады в большинстве деревень позакрывались, — вспоминает Зинаида Николаевна.

А потом случился новый поворот в судьбе. Учитель-логопед гороно Анна Фёдоровна Белова ушла учительницей в школу и Зинаиде Николаевне предложили занять её место. Так она и стала заведующей логопунктом и логопедом по школам.

Методист дошкольных учреждений З.Н.Фёдорова (вторая справа) с коллегами по гороно

Кабинет логопеда располагался в ветеринарном техникуме, куда приходили школьники. И лишь в основную и среднюю школу №1 два раза в неделю ходила сама, так как ребятам было далековато до логопедического кабинета добираться. Позже кабинет для школьников открылся в детском саду «Светлячок», но не отказывала в помощи и дошкольникам и занималась с ними абсолютно бесплатно.

Со временем прошла курсы повышения квалификации учителей-логопедов при Калининском институте усовершенствования учителей. 15 лет отработала логопедом. Ходила в школы, смотрела, как пишут детки в тетрадях, ведь, как говорят — так и пишут. Брала детей, нуждающихся в помощи специалиста, на учёт и занималась с ними. Позже в детских садах и школах стали появляться свои логопеды.
Годы работы были насыщены добросовестным трудом и огромной любовью к профессии и детям. И даже, получив право на заслуженный отдых, не сразу ушла на покой, продолжая какое-то время заниматься с детьми.

Старший сын Сергей подарил маме двух внуков, при каждом удобном случае навещает маму, помогает по хозяйству.

Младшего сына Андрея не стало несколько лет назад. Сердце перестало биться, когда Андрею было всего 48 лет. Весёлый, добрый, безотказный, душа компании, он прекрасно играл на гитаре.

Будучи методистом-инспектором гороно открывала детский сад на улице Тимофеевской. И с 13-летним Андреем ездили за кроватями для одной из групп. Вдвоём с сыном они погрузили немало железных кроватей в машину. Сын всегда был матери большим помощником. После себя Андрей оставил дочь Анастасию.

Супруг Зинаиды Николаевны не справился с потерей, и через девять месяцев после ухода сына, не стало и главы семейства. С мужем прожили 59 лет, до бриллиантовой свадьбы Анатолий Георгиевич не дожил один год.

Сейчас нашей героине 84 года. Пережитые семейные трагедии, к сожалению, оставили свой след — здоровье подкачало и сейчас Зинаида Николаевна пользуется помощью социального работника. Замечательным подарком стали для неё трое правнуков.

Она с детства познала цену хлебу, миру, много трудилась, воспитывала своих детей, заботилась о сотнях юных осташей. Судьба свела Зинаиду с Анатолием неслучайно. Было задумано так, чтобы впоследствии она приехала в Осташков и в городе на одного хорошего человека стало больше.

Ирина ТИНУС
Фото из личного архива З.Н. Фёдоровой

Добавить комментарий