Ну, конечно, не пилот!

У вас мальчик? Вашему маленькому джентльмену к лицу будет яркий спортивный костюмчик. Или вот: легкий летний комплект. Ах, он идет в первый класс? Тогда стильный джемпер. И к нему щегольские рубашки.

У вас девочка? Проверьте наличие свободных средств, потому что в этом магазине вашей принцессе захочется купить примерно всё – от белья и батников-заколочек до кокетливого пальто. «Карамелли» — это качественная и модная одежда для детей от ясельного до подросткового возраста. И расположен этот магазин в здании швейной фабрики совсем неслучайно: более 80 процентов реализуемого товара производится на осташковской «Радуге».

В преддверии любимого женского праздника мы побывали здесь, чтобы познакомиться с производством и работающими здесь представительницами прекрасного пола, их детьми и изучить тенденции детской моды.

Нас встречает директор фабрики «Радуга» Лариса Вишнякова. Вместе с ветераном предприятия Валентиной Хобаревой вспоминаем историю. Началось с пошивочной мастерской на улице Володарского, затем, после строительства на месте монастырской пекарни здания в 1961 году швейное производство разместилось в Рабочем городке. Много лет шили рабочую одежду – мужские брюки, потом перешли на костюмы для сварщиков из тяжелого брезента. Осташковская швейная фабрика шагала всегда впереди в ряду родственных предприятий. И коллектив был дружный, легкий на внедрение передовых методов.

Уму непостижимо, как фабрика не попала в скорбный список осташковских предприятий, сгинувших в 90-е годы! «Спасибо нашим руководителям – директору Нине Андреевне Дешкиной, инженеру Татьяне Ивановне Лосевой, что даже в самые трудные периоды не закрывали предприятие, хоть работников почти не осталось; перебивались маленькими заказами», — говорит Валентина Ивановна.

Л.В. Вишнякова

Возможно, благодаря этому в хорошем смысле упрямству, фабрика вытянула счастливый билет. Набирающая известность на российском рынке компания «Детская одежда» (после ребрендинга в 2009 году «Карамелли») искала производственные площади для размещения заказов. И выбор пал на Осташков. В 2002 году было образовано ООО «Радуга». Инвесторы вложили средства в ремонт здания, оснастили новой техникой цеха. Постепенно осваивали технологию, набирали работников. Кто-то вернулся из прежних, другие — из закрывшихся ПШО «Спецзаказ», ателье. Технолог Татьяна Суворова, к примеру, азы профессии осваивала на «Спецзаказе», и теперь уже 15 лет здесь, на «Радуге».

Светлана Минина и Елена Егорова пришли сразу после реновации предприятия, освоили все операции, начиная с паротепловой обработки изделий. Сейчас они строгие контролеры качества готовой продукции.

Мастер раскройного цеха Татьяна Козлова раньше была портным-универсалом. Ирина Гоголева – представитель династии швейников, здесь работала мама, сейчас красивую детскую одежду шьет и её дочка.

Мастер раскройного цеха Т.В. Козлова

В раскройном цехе идет подготовка кроя для мальчиковых рубашек.
Поднимаемся в цеха, где идет рождение качественной и модной детской одежды. Сейчас все три бригады работают над выпуском формы для школьниц. «Отшиваем девочку», — говорят профессионалы-швейники. Ни одна маленькая модница не посмеет сказать, что это скучно: рюши, воланы, очаровательные рукавчики-фонарики, приятная мягкая ткань. И юбочки – ах, что это за юбочки! ЗапАх, гипюровая лента по подолу, нижняя шуршащая юбка (ой, выгнали б за такое рококо из советской школы!).

А девочкам нравится! И их мамам — тоже. Вот Настя Молоткова в этом году идет в первый класс. «Школьную форму своего пошива будете покупать?» — интересуюсь у мамы Светланы. «Конечно! Нам очень нравится одежда, которую мы шьем. Интересные модели, качественная ткань». Похоже, Настеньке тоже приглянулась повседневная, но тоже с изюминкой школьная блузка. В школьной линейке не только блузки и юбки, но и сарафаны, трикотажные комплекты с жилетом, кюлоты, брючки. И мальчиков не ограничивают пиджачком и брючками – выбор есть!

— В прошлом году в Тверской области заработала целевая программа поддержки многодетных семей в обеспечении детей школьной формой. Участвует ли «Радуга» в этой программе? – спрашиваю у директора предприятия Ларисы Вишняковой.

Технолог Т.А. Суворова и изготовитель лекал Е.Э. Зайцева

— Нет, прямого размещения заказов не было, — говорит Лариса Викторовна. – Хотя мы единственные в области, кто «отшивает девочку». Но для комплектации формы тверская швейная фабрика заказывала у нас в 2020 году сарафаны. Возможно, будут востребованы блузки и рубашки. Школьный заказ – самый объемный, месяца три его выполняем. В феврале, например, отшили 10 тысяч единиц изделий.

— Смена моделей происходит очень часто. Бригада, которая работает с трикотажем, за месяц выпускает 12, две другие – по пять-шесть моделей, — вступает в разговор технолог Татьяна Суворова. – Помимо «школы», шьем повседневную, нарядную, спортивную одежду.

— Сколько времени уходит на освоение новой продукции?

Светлана и Настя Молотковы

— Уходит времени? – Татьяна Александровна удивленно поднимает брови. — Нисколько! Получили ткань, выкройки – и сразу в производство. Мы, швейники, универсалы, и машины тоже. Сложнее всего с верхней многослойной одеждой; её только недавно стали отшивать. Ничего, освоили.

— А как работать на удаленке от заказчика, от художников-конструкторов?

— Модельеры у нас не бывают, а с конструкторами, технологами научились работать по телефону и интернету.

Основная сложность отечественной промышленности, в частности, швейной, — в сильной зависимости от импорта. Началась пандемия, «закрылся» Китай – пришлось туго. Прежде всего с фурнитурой: ни пуговицы отечественной нет, ни «молнии». Кимры поставляют застежку «молния» — а все равно без какой-то фитюльки китайской дело встало!

Швея Елена Сафонова

Как-то пришлось выходить из положения. Это еще повезло, что в глубокий локдаун предприятие не отправили. Объем производства хоть несколько снизился, но выстояли на «Радуге»!

— Лариса Викторовна, — обращаюсь к директору, — женский коллектив имеет свои особенности. Легко ли быть здесь руководителем?

— Я работаю на «Радуге» почти пять, до этого местом работы было также предприятие легкой промышленности – кожевенный завод. Разница, конечно, есть, и большая. Мне нравится наша продукция: яркая, нарядная, удобная для детей. Да, в коллективе есть свои особенности.

Как видите, на фабрике работает достаточно много молодых женщин, а это дети, больничные. Но так было всегда, это особенность отрасли; есть взаимозаменяемость в бригадах. Есть и плюсы: коллектив дружный; делимся полезными навыками, рецептами. А преимуществ для работающих женщин, считаю, у нас немало. Предприятие расположено в центре города, не надо много времени терять на дорогу; работаем с двумя выходными днями, с полвосьмого до четырех часов дня, а значит, вечером женщина вечером дома с детьми, семьей. Стабильно выплачиваем зарплату дважды в месяц. И конечно, полный соцпакет – оформление, страховка, отпуска.

Снова идем в магазин. Уже другими глазами смотрим на изделия, а во многих моделях – творения рук наших мастериц. «Одежда «Карамелли» пользуется спросом, — говорит продавец Ольга Федосова. – Особенно бывает многолюдно в каникулы, летом, когда и местные, и особенно приезжие спешат к нам, чтобы одеть детей к сезонам, к школе.

Постоянные покупатели внимательно изучают каталоги, сравнивают цены у нас и в столице. И даже интересуются, как ребенку в модной одежде попасть на страницы каталога…».

Ну что ж, каталог мы пока не обещаем, хотя в будущем — как знать! А вот фото- и видеосессию «Селигер» решил устроить. В прошлый раз, в канун 8 Марта 2010 года, на подобное дефиле мы приглашали ребяток из детского садика. В этом году решили привлечь детей работников фабрики «Радуга». Это было очень весело, красиво и трогательно!

Благодарим всех, кто поучаствовал в эксперименте. Надеемся, юные модели получили опыт и удовольствие, а подписчиков нашей группы в соцсети «ВКонтакте» (seliger_news) приглашаем посмотреть видео c модными детьми.

Наталья Николаева
Фото Евгений Крылов

Добавить комментарий