Владимир Анисимович Романов (пропагандист, ректор университета будущего воина на кожевенном заводе. – ред.) в 1984 году предоставил редакции районной газеты письма О. А. Канцепольской. Думается, что сегодняшним читателям будет интересно ознакомиться с записками Ольги Алексеевны, старшей медицинской сестры госпиталя легкораненых №1090, дислоцировавшегося в Осташкове на территории кожевенного завода и нынешнего поселка Солнечный. В своих письмах она подробно описывает и события тех лет, и факты из жизни госпитального коллектива, и замечательные примеры самоотверженности медицинских работников и местных жителей в их стремлении быстрее поставить на ноги раненых бойцов, поднять их боевой дух.

На берегу Селигера

Я, Канцепольская Ольга Алексеевна, жена покойного начальника госпиталя №1090 Канцепольского Семена Абрамовича. Лейтенант медицинской службы, я работала в этом госпитале старшей медицинской сестрой. Наш госпиталь был фронтовым и двигался вслед за фронтом.

В Осташков мы прибыли в ноябре 1942 года. Тогда шли кровопролитные бои под Старой Руссой, и к нам поступало множество раненых.

Госпиталь был рассчитан на 1500 коек, а приходилось лечить до 4,5-5 тысяч человек. Раненые прибывали потоками на санлетучках, самолетах, поездах, просто на машинах. Среди них было много бойцов не нашего профиля — тяжелых, гангренозных, но мы принимали всех, обрабатывали, оперировали, лечили.

Вот один только день (по данным архива Ленинградского военно-медицинского музея): майор медицинской службы Немчиц обработал 401 раненого, майор медслужбы Безяева — 250 раненых, старшая медсестра Смирнова и медсестра Кошелева сделали 402 перевязки.
Помню, как однажды во время приема раненых заместитель начальника госпиталя по политчасти капитан М. И. Краснов привел к нам мальчика, местного жителя, лет 14-15 и сказал: «Вот вам помощник». Это был замечательный, быстрый, толковый, казалось, уже обученный санитар.

Он помогал при разгрузке раненых. Доводил их до санпропускника, бегал в сортировочное отделение, помогал медицинской сестре Власовой осматривать повязки на ранах и, если они промокали, отводил раненых в санпропускник. Помогал в кормлении, в уборке помещений. Звали его Ваня, он и сейчас стоит у меня перед глазами, но фамилии я его не знаю.

Вспоминаются и другие осташи — учительница Мария Петровна Терехова и ее сестра Анна Петровна. Они снабдили нас семенами овощей, и мы по распоряжению начальника госпиталя завели свой огород и подсобное хозяйство. В нем было 11 свиней и 3 улья. Летом 43-го года наши раненые и больные в качестве дополнительного питания получали лук и салат, редис и свежие огурцы. А осенью был собран хороший урожай всех овощей — насолили огурцов, заквасили капусту, запасли много картофеля. Мы даже снабжали овощами и зеленью соседние госпитали.

С семенами нам помогала и другая семья осташей. Из нее помню только имя и фамилию ребенка, которому было тогда года четыре,- Павел Голубев. Жил он со своей бабушкой Натальей и прабабушкой, а родители его были на фронте.

О. Канцепольская,
г. Ленинград
(«Заря коммунизма», 23 февраля 1985 года)
Окончание следует

Добавить комментарий