Маша Савина, которую осташи хорошо знали как Марию Васильевну Никитину, в 1941 году окончила среднюю школу в Ленинградской области.

22 июня все собрались в школе, чтоб сфотографироваться классом. У всех было отличное настроение в предвкушении новой жизни. И вдруг прозвучало это страшное слово — война.

— Я, как и многие, — вспоминает Мария Васильевна, — была комсомолка. Все мы знали, что такое долг, патриотизм и стали обивать пороги военкомата, райкома ВЛКСМ с просьбой направить на фронт. Но так как нам не было 18 лет, многих отправили на оборонные работы.

Марию с подругой направили на строительство аэродрома. Копали лопатами и бросали землю в кузов машины. С непривычки на руках появились кровяные мозоли. Это была первая трудность.

В ноябре Марии исполнилось 18 лет, и в декабре ее призвали в армию на Волховский фронт, а затем — на Ленинградский.

Направили Машу с подругой в инфекционный госпиталь, где лечили больных сыпным и брюшным тифом. Госпиталь дислоцировался по деревням вблизи фронта. Особенно трудно было под Ленинградом.

Бойцов привозили завшивленных, истощенных. Стряхивали вшей гроздьями и с себя, и с раненых. Сначала она работала санитаркой, а уже потом научилась и уколы делать, и перевязки. Очень трудно привыкала к смерти солдат. Тем более, что у самой отец тоже был на фронте и погиб. Вот девочки и оплакивали всех: и молодых, и пожилых. В госпитале дежурили по суткам, а вторые сутки работали по хозяйству — мыли полы в общежитии, пилили дрова, стояли на посту с винтовкой. Сама она за всю войну стрелять так и не научилась. Но винтовку держать умела. Особенно трудно было в ночное время — с 12 до 3 часов ночи и с З до 6 часов утра.

Ведь госпиталь прифронтовой, бомбили, стрельба слышалась повсюду. В 1943 году Мария Савина при госпитале окончила курсы и стала работать медсестрой, а затем и старшей медсестрой. Коллектив был не очень большой, но очень дружный. Девушек оберегали. Старшина был строгий, никуда не отпускал.

Когда сняли блокаду, то госпиталь направили в Ленинград для передышки, а затем его передали во Второй Белорусский фронт. Там и пошли с наступающими войсками. Сначала в Нарву, потом в Эстонию и далее по освобожденным городам.

С госпиталем Мария Васильевна проехала и по всей Германии. И везде видела свидетельства войны, разруху, голодных детей… Самое яркое впечатление — Победу, которую она встретила в городке Фрауштад, Мария Васильевна помнила ярко, отчетливо, при воспоминании об этом поблескивали радостью ее глаза. Она дежурила в эту ночь с 8 на 9 мая, когда объявили об окончании войны. Все, конечно, ждали этого сообщения.

— Для нас это был настоящий праздник. Несмотря на недуги, больные повскакивали – слезы, смех, поцелуи. Солдаты, даже с костылями, танцевали и прыгали. Это — незабываемо! Дежурство я оставить не могла. Но потом все-таки меня сменили. Был митинг госпитальных работников. Накрыли праздничный стол — как положено, боевые сто граммов, танцы, песни, и тут же слезы вперемежку с радостью.

Стреляли, салютовали.

Очень хорошо помню поездку в Берлин, которую организовало начальство. Высадили нас около Трептов-парка. Что примечательно, в этот день недалеко от него английское правительство вручало маршалу Жукову высший орден Великобритании. А потом мы пошли и к Рейхстагу, к логову фашистского зверя. Он был весь черный, закопченый. Кругом валялись осколки штукатурки, которыми мы и расписались на стене Рейхстага. Я написала «М.Савина». Место пришлось искать, чтобы свою фамилию поместить. Ведь до нас там уже побывало много солдат.

Смотрели мы на поврежденный Рейхстаг с чувством удовлетворения. Такая гордость в нас была — получай, фашист! Мы — победители!

Берлин Марию поразил голодными детьми. Госпиталь, в котором она работала, долечивал, кроме тяжелобольных, и немецких детей.

По возвращении в Ленинград Мария Васильевна работала в детской больнице медсестрой. Затем поступила в юридическую двухгодичную школу, по окончании которой была направлена на работу судьей в Великолукскую область и одновременно заочно училась в Ленинграде на юридическом факультете госуниверситета.

В Осташков Мария Васильевна приехала в 1963 году и заслужила большое уважение за годы работы, ей присвоено звание «Заслуженный юрист». Она награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны третьей степени и другими наградами. Её не стало в 2016 году….

Виктория НИКОЛАЕВА
(из архива «Селигера»)

Добавить комментарий