Сегодня в Осташковском городском округе состоится церемония перезахоронения останков воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Накануне этого значимого события мы встретились с руководителем отряда «Поиск» Еленой Моисеевой, чтобы пошагово восстановить хронологию сложной поисковой операции.

Лесорубы наткнулись на кости

22 декабря 2022 года в глухом зимнем лесу в двух километрах от деревни Рвеницы (недалеко от границы Тверской и Новгородской областей), расчищая дорогу к будущей делянке, тяжелая техника наткнулась на черепа и кости. Уже 24 декабря члены поискового отряда «Поиск» прибыли на место. Работать приходилось в сложных погодных условиях, но всё же поисковикам удалось извлечь из промёрзшей земли останки 12 солдат. У одного из красноармейцев был найден медальон. Ему предстояло сыграть важную роль в этой истории.

О чём поведал медальон?

11 февраля 2023 года Елена Моисеева предложила осташковским юнармейцам принять участие во вскрытии солдатского медальона, обнаруженного в госпитальном захоронении. Патриотическое мероприятие руководитель поискового отряда начала с короткой вводной лекции о самых тяжёлых для страны первых двух годах Великой Отечественной войны и вкладе осташей в оборону страны, а после поделилась деталями поисковой операции.

— Установлено, что неподалёку от места обнаружения останков располагался полевой госпиталь и, вероятно, расчищая дорогу к делянке, техника лесорубов вскрыла госпитальное захоронение, — сообщила ребятам Елена Алексеевна. – Во время раскопок один из старейших членов поискового отряда Сергей Афанасьев обнаружил среди останков солдатский медальон и фрагменты формы. Возможно, сегодня нам удастся установить личность солдата, которому они принадлежали.

И вот на столе перед юнармейцами появилась бесценная находка – солдатский медальон. До октября 1941 года такие выдавали новобранцам. В них они хранили вкладыши с личными данными. Однако многие от жетонов избавлялись, считая их ношение плохой приметой. Обнаружение солдатского медальона само по себе большая редкость, но ещё реже удается найти вкладыши, которые можно прочесть после того, как они пролежали в сырой земле многие десятилетия.

Сергей Афанасьев достал из пакета с грунтом капсулу и аккуратно приступил к вскрытию. Показался краешек бумажки. Несколькими четкими движениями опытный поисковик извлёк содержимое. Медленно начал разворачивать вкладыш.Волнение нарастало. Виднелся различимый текст, написанный от руки простым карандашом: «Новосибирская область, станция Каргат, Кочковский район, село Кочки, ул. Базарная, д.4. Нефёдовой Анне Павловне».

Из восьми братьев вернулся один

Готовя материал о вскрытии медальона для публикации, мы решили оповестить о находке коллег из редакции газеты «Степные зори» Кочковского района. И сделали это не напрасно! Журналисты не только помогли отыскать родственницу уроженца села Кочки Фёдора Александровича Нефёдова, но и подняли историю семьи. В 1946 году жена и две дочери погибшего Фёдора Нефёдова переехали.На этом следы их теряются. Зато доподлинно известно, что у него было семь братьев, и только один – самый младший, Алексей, родившийся в 1923 году – вернулся с фронта. Его дочь жива. Ей и сообщили место гибели дяди. Остальные браться погибли или по-прежнему числятся пропавшими безвести.

У демянского «котла» на границе жизни и смерти

Местность, где вёл раскопки осташковский отряд «Поиск», в историографии Великой Отечественной войны известна как демянский “котёл”. Под посёлком Демянск (ныне он в составе Новгородской области) наши войска зимой 1942 года перешли в контрнаступление на позиции 16-й армии вермахта. Потери были огромные. Раненых свозили на южную оконечность “котла” близ деревни Рвеница (в 60 км от Осташкова) – там были развёрнуты четыре полевых госпиталя 53-й армии. Многие раненые умирали, и тогда их хоронили там же в братских могилах.

— Один из четырёх госпиталей исследован в 1998 году, — вспоминает Елена Моисеева. – Тогда также были обнаружены госпитальные землянки и захоронения. Мы подняли останки 102 красноармейцев. Позже удалось установить, что всего их должно быть 114. То есть там еще остались лежать несколько наших солдат, которых ещё предстоит найти. Другие три госпиталя, располагавшиеся вдоль реки, было сложно искать, так как вся территория заросла лесом. И вот спустя 25 лет обнаружить одно из них нам помог случай.

Как позже выяснилось, братская могила находится на территории второго из четырёх лазаретов, примерно в 500 метрах от первого. Медальон стал важным ключом, благодаря которому удалось найти архивные документы с именами всех умерших в госпитале бойцов. И большинство из них ещё только предстояло поднять.

Продолжение поисковой операции

В июле отряд «Поиск» продолжил раскопки в лесу на границе Новгородской области. Работы велись по выходным дням на протяжении полутора месяцев.Братская могила оказалась траншейного типа. Это когда яму с телами закапывают грунтом из следующей ямы, слой за слоем. Согласно спискам погибших, там должно быть погребено 58 человек. Фёдор Нефёдов значится под номером 35.

Поисковую операцию осуществляли члены отряда «Поиск»: Елена Моисеева, Сергей Фомин, Анатолий Лукашов, Андрей Лукашов, Сергей Афанасьев, Александр Нестеров, Елена Нестерова, Алексей Наследников, Анна Наследникова и Алексей Афансьев. Также в раскопках участвовал осташковский природоохранный прокурор Алексей Юдин, а вместе с ним и его сын. По итогам операции удалось найти останки всех бойцов, значившихся в госпитальном списке потерь.

Мы знаем их имена

Благодаря работе поисковиков сегодня мы знаем имена всех воинов, скончавшихся от ран в этом госпитале — одном из множества госпиталей, располагавшихся в Осташковском районе в годы страшной войны. Сегодня они, а также ещё четыре солдата, обнаруженных годом ранее в деревне Колода, будут со всеми почестями преданы земле на Аллее Славы (новое кладбище).

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий