Пристани «Осташков» — 160 лет

Каждый из нас – это капелька, маленькая капелька в полноводной реке под названием Жизнь. И вот одна капелька растворяется в этой реке, другая просто высыхает, третью река выносит на берег, а четвертой река показывает огромный океан. И вот этот водоворот составляем мы, чьи судьбы навсегда связаны с речным флотом, а именно с пристанью «Осташков».

Селигерский флот: начало

В 1861 году устроена возле набережного сада гавань, вмещающая в себе значительное количество лодок с грузом, находящих себе здесь убежище от действий сильных ветров.

До революции пароходство было частное. В 1918 году все пароходы были национализированы.

Флот Селигера рос очень медленно. В 1933 году прибыл двухколесный пароход «Беляков» (позже переименованный в «Совет»), одноколесный «Тютчев». Постепенно расширялась и благоустраивалась территория. В 20-е годы построены склады, двухэтажное административное здание, зал ожидания, клуб водников, судоремонтные мастерские, где производили ремонт судов и строили баржи. С 1924 по 1956 год мастерские возглавлял Макс Иванович Маурин. Перевозили пассажиров и в основном сельскохозяйственные грузы.

Из воспоминаний Алексея Александровича Бурушкина, линейного механика пристани:

«В центре парохода было расположено машинно-котельное отделение, обнесенное с четырех сторон металлической сеткой, и за ней работали кочегар и машинист, обливаясь потом от жары, так как суда в то время не были оборудованы вентиляцией. Кочегар в летнее время за шесть часов работы вахты выпивал ведро воды. Мне пришлось работать на пароходе «Успенский» на реке Волге. Там встречались пороги. Чтобы судно поднялось по Волге вверх, то причаливались у порога, пассажиров высаживали на берег, им подавали бечеву и они, как бурлаки тянули пароход через этот порог. Хотя и машина работала полным ходом».

Таким был флот. В то время плавсостав были самоучками, имели образование 2-3 класса. В те годы работали капитанами Н.В. Суворов, Д.А.Плешанов, И.И. Савин, И.И.Суворов, А.И. Марков, механиками В.В. Васильев, В. Кокин, Фролов, А.Б. Орлов. Плановик И.А. Кривов. Диспетчеры В.С. Бочманов, Г.В. Васильев, Г.С.Надымашин (1918 — 1956), А.С. Семенов (1939-1964), Д.И.Иванов (1919-1962), Н.А. Носов (1935-1969), А.А. Огнев (1936-1963), Н.М. Жуков (1923-1961), А.А. Бурушкин (1932-1966).

А.Н. Суворов, А.И. Шестакова, А.А. Бурушкин, В. Шестаков

Страшное слово «ВОЙНА»

На момент начала Великой Отечественной войны пристань имела девять пассажирских судов, 14 барж и три грузоподъемные лодки. Общая пассажировместимость 784 чел.; грузоподъемность 1169 тонн. Мощность флота составляла 602 л.с.

Город Осташков, находившийся на стыке Северо-Западного и Калининского фронтов, представлял собой важный боевой участок на подступах к столице нашей Родины — Москве.

С августа 1941 г. движение флота производится в ограниченном радиусе плавания лишь по разрешению штаба 249-й стрелковой дивизии, командиром которой был Герман Федорович Тарасов. Работа флота переключается в ночное время. Без освещения фарватера и судов экипажи в прямом смысле работают на ощупь, опираясь только на свое чутье и опыт, а с караваном это достаточно сложно. Были случаи, когда, чтобы столкнуть судно с мели, приходилось влезать в ледяную воду, так как навигация длилась до ледостава. Условия для судовождения были крайне тяжелыми.

Осташковские судоремонтные мастерские во главе с директором Максом Ивановичем Мауриным с первых дней войны переключились на выполнение специальных заказов военного командования. В неприспособленных цехах, при отсутствии специальных кадров по ремонту автотранспорта и выполнения других работ, коллектив судоремонтных мастерских в сжатые сроки отремонтировал не один десяток автомашин, тягачей, тракторов, изготовил тысячи кирок, лопат и других строительно-земляных инструментов и различных приспособлений для строительства дзотов и дотов. Ремонтные материалы собирали на свалках по дорогам, инструмент для ремонта собирали у населения города по квартирам, беря его во временное пользование. Мелкие кузнечные работы проводились в открытом поле.

Для укомплектования команд плавсостава и пристани изыскивались кадры из оставшегося неэвакуированного населения города. Для работы на судах были привлечены все, кто мог что-либо делать: старики, инвалиды, женщины, молодежь 14-16 лет, люди, никогда не работавшие на судах и совершенно не знакомые с работой флота. Именно в это время на селигерский флот пришли подростками, ставшие впоследствии судоводителями: Е.М. Новиков, П.Д. Широков, Е.М. Сургучев, Ю.И. Ефимов, М.М.Воронцов, В.С. Хрусталев, А.И. Суворов, Я.И. Никаноров, С.А. Бродникова, С.М. Крестова (Трубицина). Анна Ивановна Шестакова (Некрасова) пришла на пристань в мае 1942 года в качестве матроса и уже в 1943 года, проработав всего лишь за год, она стала капитаном.
Силами речников были построены понтонные мосты из баржей через реку Полоновку, через реку Селижаровку у деревни Нижние Котицы, через озеро в проливе от деревни Ботово на Большое Ронское — этот мост был построен за одни сутки.

Для перевозки керосина, бензина и других горючих материалов пристань не имела нефтеналивного флота. Для срочного обеспечения нужд фронта первые рейсы были вынуждены перевозить бензин в бочках вместе с продовольствием и людьми. Перевозки этих грузов требовали большой осторожности, напряжения со стороны капитанов, вместе с тем все грузы доставлялись в срок и в целости.

Снабжение армии было организовано по новой трассе, ранее не эксплуатировавшейся из-за недостаточных глубин, илостности и засоренности топляками по озерам Серемо, Глубокое и Хрестное от деревни Котчище, расположенной в восьми километрах от станции Черный Дор до пристани Березовец (теперь Залучье). Водники столкнулись с перевозками таких грузов, с которыми раньше не имели дела. Это рельсы, шпалы, подвижной состав узкоколейной железной дороги от 122 км в направлении Демянска через Волговерховье, а также паровозы, платформы, вагоны, противотанковую горючую смесь.

Для руководства своевременной отгрузкой воинских грузов и контроля за перевозками на пристани работала военная комендатура. Эксплуатация флота в тяжелых условиях, вождение судов по озеру круглосуточно, без установки бакенов и сигналов были очень затрудненными. Но самоотверженная работа экипажей обеспечивала четкую и безаварийную эксплуатацию флота строго по графику движения.

Многие водники пристани «Осташков» ушли добровольно в партизаны. Среди них капитан парохода «Совет» М.М. Суворов, парторг пристани В.М. Абакшин, помощник механика парохода «Совет» Н.М. Белов, помощник капитана парохода «Совет» А.И.Уваров, помощник капитана парохода «Островский» П.А. Марков и другие — матросы, масленщики, кочегары и грузчики, а также работники мастерских. Многие из них не вернулись к своим семьям.

При слаженной работе коллектива, возглавляемого начальником пристани М.Г. Палагиным и директором судоремонтных мастерских М.И. Мауриным, речники стойко выполняли свой долг перед Родиной, до последней возможности перевозили военные грузы и личный состав по важным в стратегическом отношении линиям озера Селигер.

Низкий поклон бывшему директору восьмилетней школы Александру Александровичу Галахову, который собирал материалы о водниках, сделал в школе краеведческий музей. Материалы дошли до нас, и мы достоверно знаем о подвигах наших водников. Очень бы хотелось, чтобы его имя не было забыто в истории города.

Людмила Быстрова, ветеран труда ОАО «Тверской порт»
(Продолжение следует)

Помните о героях!
Каждый год весной, 9 мая, мы отмечаем День Победы. Проходят встречи с ветеранами, которых, к сожалению, у нас на пристани «Осташков» уже нет.
О героях нашей пристани мы все хорошо знаем. Это капитаны А.С. Хоробрых и И.М. Марков, награжденные посмертно орденом Красной Звезды. Среди теплоходов, бороздящих Селигер, есть суда, носящие имена капитанов-героев.
Сегодня хочется вспомнить также имена других водников, которые в неимоверно трудных условиях выполняли свою работу – обеспечивали фронт всем необходимым, вывозили раненых бойцов в госпитали Осташкова. Вечная память Николаю Васильевичу Суворову, капитану парохода «Кропоткин»; он первым на осташковской пристани получил звание «Отличник водного транспорта». Будем помнить наших старших товарищей: А.И. Шестакову, А. Егорова, А.С. Семёнова, Ю.И. Ефимова, В. Шестакова, Н. Белова, М.М. Уварова, А.А. Бурушкина, В. Плешакова, Н. Жукова, А.С. Семёнова, В.А. Савина и многих других работников плавсостава и ремонтных мастерских.
Дети, внуки и правнуки, гордитесь своими родными! Чаще их вспоминайте и рассказывайте потомкам о своих героях – работниках пристани «Осташков».
Поздравляю всех жителей Осташкова, ветеранов и работников водного транспорта с Днём Великой Победы!
Г.А. Рыженкова, председатель совета ветеранов пристани «Осташков»

Добавить комментарий