Что можно сказать о балете?

Только то, что он прекрасен. Всегда. Будь он представлен на импровизированной сцене в заводских цехах, на фронте – на кузовах сдвинутых полуторок, в храмах искусства мировой известности…

Что можно сказать про балет «Лебединое озеро»? Только то, что он часть нашего культурного кода – даже если мы не всегда это осознаем. Кому-то на ум придет киноассоциация «Сестра, включи погромче телевизор», другим – 1991 год, ГКЧП; третьим – детское переложение балетного шлягера на «Бананы в Африке растут…», он же — позднее в рингтоне мобильников. А для кое-кого (меня, например) – вообще «Лебединое…» имеет запах духов «Одетта», которые я школьницей подарила маме.

Но прежде всего, это, конечно, звук — неповторимая музыка Петра Ильича Чайковского, которая столь популярна и мелодична, что её узнаешь с первых аккордов. И теперь говоришь запоздалое спасибо занудным урокам музыки, на которых учитель ставил пластинку, или скучным (как тогда казалось) советским радио- и телепрограммам, в которых часто звучала классическая музыка. Зато спустя много лет впервые пришел на балет – ба, да тут каждый звук знаком!

…Праздник получился грандиозным! Мои сомнения были рассеяны с первых же мгновений, как поднялся занавес — и мы увидели прекрасную сценографию, достойную театра оперы и балета. Не оставил повода для скепсиса и состав артистов спектакля, представленного московским театром «Корона Русского Балета» (художественный руководитель и балетмейстер Анатолий Емельянов), готовность продемонстрировать зрителю всю красоту легенды русской хореографической сцены. Не готова оценивать уровень солистов и кордебалета, но сыгранность ансамбля, отсутствие фальши, высокомерного отношения к провинциальной публике достойно похвалы. Да, сцена Дворца культуры маловата для шедевра хореографов Мариуса Петипа и Леонида Иванова (какие же они все-таки гении!) – «Лебединое…» очень живописно по сценическому рисунку. Но этот коллектив как раз и «заточен» для гастрольных поездок, так что опыт выступления на разных сценах и умение адаптироваться на них имеется.

Уверена, что балетный вечер никого из зрителей не оставил равнодушным – даже тех, кто сомневался в своей возможности оценить это, казалось бы, элитарное искусство. Великая и вдохновляющая сила, поднимающая от обыденности, заставляющая вознестись душой в мир горний…

Этот музыкальный вечер в череде фестивальных концертов был подарком губернатора Тверской области Игоря Михайловича Рудени поклонникам музыкального искусства. Спасибо ему за это!

Наталья Николаева

В качестве послесловия. Глядя на трепетную Одетту, вспомнила про Галину Сергеевну Уланову, для которой Селигер был источником вдохновения; про любившую отдыхать у нас и оставившую воспоминания Татьяну Вечеслову, — про балерин, внесших неоценимый вклад в отечественное хореографическое искусство; обе воплощали этот образ на сцене. Надо бы как-то увековечить память о них.

Добавить комментарий