Наступивший 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Редакция газеты «Селигер» при поддержке Осташковского краеведческого музея запускает проект, направленный на сохранение и укрепление самобытных традиций, ремесел и искусств территории нашего округа.

В конце прошлого года со старшим научным сотрудником Осташковского краеведческого музея Татьяной Мироновой мы уже подготовили и выпустили ряд статей, посвященных нематериальному наследию. Затронули темы местных диалектов, фразеологии, песен, обрядов и сказок. Публикации нашли живой отклик у читателей. Мы пришли к выводу, что краеведческие материалы о культурных традициях, ремеслах и народном искусстве не только помогают восстановить утраченные связи поколений, но и позволяют лучше понять самих себя.

Пробный камень был прошен. В рамках объявленного года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России мы рассчитываем расширить и углубить тематику. Но прежде было бы правильно рассказать о том, что включают в себя понятия «народное искусство» и «нематериальное культурное наследие». Об этом и поговорим далее в публикации, призвав на помощь главных хранителей этих ценностей.

Сотрудники Осташковского краеведческого музея поясняют на свой страничке в социальной сети «ВКонтакте»:
«Согласно Международной конвенции нематериальное культурное наследие – это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, призванные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация – памятники нематериальной культуры – фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции и т.д.».

Формы нематериального культурного наследия могут быть самые разные: устные традиции, исполнительское искусство, обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами… Особенность нематериального культурного наследия заключается в том, что его невозможно подсчитать в процентах, определить степень его сохранности. Еще одна характерная черта – это пройденная проверка временем. Это всё то, что прижилось и укоренилось на конкретной территории. Осташков — самобытный город. Богатая история нашего края вобрала в себя память о талантливых мастерах и их ремёслах. Это благодатная почва для исследований и интереснейший материал для воспитания молодежи.

На нашей территории по-прежнему продолжают славное дело своих отцов кожевники и кузнецы. Молодые энтузиасты выпускают альбомы с научными изысканиями и чертежами уникальных лодок-селигерок. В монастырских мастерских трудятся скульпторы, позолотчики, швеи и пекари. Вдохновляясь красотой озёрного края, создают свои полотна художники. Местные резчики изготавливают из липы резные фигурки преподобного Нила Столобенского. Мастерицы шьют из лоскутков и изготавливают кукол в народных костюмах. Фольклорный ансамбль «Околица» воспроизводит обрядовые песни. Популяризацией народных песен и танцев занимаются и другие коллективы. Многие жители, вопреки смывающим все границы веяния современности, не утратили связи с духовной культурой родного края. Она представляет подлинную ценность для осташей.

— Насколько изучена тема нематериального наследия Осташковского городского округа? – спрашиваю старшего научного сотрудника краеведческого музея Татьяну Миронову.
— Однозначно сказать трудно, поскольку у нас нет даже представления о масштабах этой темы. Кажется, что владеешь информацией, но постоянно открывается что-то новое. Возьмём, например, носителей местных диалектов или, скажем, хранителей устного народного творчества. Многие из них не осознают ценности этой части нематериальной культуры и не готовы воспроизвести её по запросу исследователей. Тут остаётся только наблюдать, подмечая что-то нужное.

Наш разговор с Татьяной Мироновой мы продолжаем в святая святых музея – помещении его фонда. В окружении сотен предметов старины, свидетелях ушедших эпох, следующий вопрос напрашивался сам собой.

— Сам процесс их изготовления, технология являются нематериальным наследием, — отвечает Татьяна. – Нередко секреты ремесла передавались из уст в уста от мастера к подмастерьям и те, ничего не записывая, постигали его на практике. В этом, кстати, кроется еще один вызов для исследователей – отсутствие информации о технологии.
Недавно небольшая группа энтузиастов произвела обмеры и изготовила точные схемы для наших лодок-селигерок. Это большая удача для всех нас, ведь их в Осташкове почти не осталось. По сей день, насколько мне известно, никто так и не зафиксировал правил игры в рюхи. Мужчины играют на набережной, говорят на своём языке и также являются носителями этой уникальной культурной традиции.
Завершая наш разговор с сотрудниками музея, мы поставили для себя определенные задачи: попытаться зафиксировать в печати еще не отраженное в ней прежде нематериальное наследие. Обнародовать информацию, которая известна лишь немногим исследователям, и тем самым предотвратить пополнение списка безвозвратно утраченной части культуры.

Нематериальным наследием в Осташкове занимается не только музей, но также библиотеки, дома культуры и творчества, различные кружки и объединения. Мы приглашаем всех к сотрудничеству. Готовы рассказать о ваших исследованиях нематериального наследия и традиционных ремёслах на страницах газеты.
Что касается молодежи, то увлечь её этой темой через публикации представляется нам задачей трудной. Зато, рискнем предположить, что подрастающее поколение с большим удовольствием познакомилось бы с нашим нематериальным наследием через практические занятия и мастер-классы. В этих целях здорово было бы организовать какой-то тематический фестиваль, приурочив его к объявленному году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий