В 1978 году первоклассницей Лена Быстрова переступила порог средней школы №103, где её и других семилетних новобранцев приветливо встретила первая учительница Ираида Арсеньевна Гречникова.

Школьная жизнь была насыщена знаниями, дружбой, новыми знакомствами, открытиями, яркими впечатлениями, экскурсиями и походами. Десять лет пролетели незаметно. Перед одноклассниками Лены встал вопрос: куда пойти учиться дальше, какую профессию получить? А вот Лена ещё в первом классе решила, что обязательно станет учителем. Поэтому после того, как сдала выпускные экзамены, поехала поступать в Торжокское педагогическое училище.

Она ушла из школы всего на два года, а после окончания педучилища вернулась в родную школу учителем начальных классов. Первого сентября встретилась со своими первоклашками, а на следующий день ей исполнилось 19 лет.

— Помню, боялась детей, боялась родителей. Как провести первый урок? Совсем молоденькой влилась в опытный педагогический коллектив. Учительница начальных классов Вера Александровна Алексеева, у которой проходила практику, с первых трудовых дней взяла меня под крыло. Окружили вниманием педагоги Маргарита Матвеевна Соколова, Вера Васильевна Лебкова, Зоя Андреевна Жукова. Большую поддержку оказала директор школы Валентина Николаевна Демидова, — вспоминает начало трудовой деятельности Елена Вячеславовна.

Шли годы. Молодая учительница набиралась опыта и набирала новые классы первоклашек. В этом году у неё — девятый первый класс.

— Каждый раз — классы разные, один не похож на другой, да так и не может быть. Супервыдающихся не было. Были шебутные, озорные, в которых мальчиков было больше, чем девочек. С мальчишками у меня всегда складывались отношения, мне с ними легко было найти общий язык, потому как я сама — мама мальчика. Знала потребности, интересы мальчишек. Проблемные дети были, но также всегда помнила, что и они со своими завихрениями и капризами — прежде всего, личности.

Так сложилось, что ученики всегда были активными. И я стараюсь не задавливать их активность. И если начудят, то не со зла, а от избытка кипучей энергии.

С мужем Владимиром вместе 30 лет

В 2006 году Елена Вячеславовна заочно окончила Московский психолого-социальный институт, а в 2008 директор школы Татьяна Аскольдовна Вишнякова предложила ей должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Директор же и обучила педагога методической работе.

Время летит быстро. И вот уже некоторые выпускницы пошли по стопам первого учителя.

— Моя выпускница Регина Колосова, а сейчас Регина Сергеевна Гаголина, получив педагогическое образование, вернулась учителем в родную школу. Катя Лопарёва, теперь уже Екатерина Александровна Попова, преподаёт в средней школе №1. В следующем году Даша Морозова оканчивает Торжокское педучилище.

Горжусь бывшими учениками, на данный момент — учащимися 5 «А» и 9 «А» классов — активные волонтёры, юнармейцы. На субботниках — в первых рядах. Добрые, отзывчивые, трудолюбивые.

У учителя есть и личная история. К романтическим отношениям с одноклассником Владимиром не было никаких предпосылок — дружили, вместе играли в школьном театре, участвовали в разных мероприятиях. После окончания школы Владимир ушёл в армию, Елена поступила в педучилище…

Елена Вячеславовна начала преподавать, а через некоторое время Владимир вернулся из армии и зашёл в родную школу навестить учителей. Вот тут-то и заметил бывшую одноклассницу.

Семья Тумановых на отдыхе

Молодые люди разговорились, вспомнили школьные годы, поделились событиями студенческо-армейских лет и в какой-то момент увидели друг в друге не только бывших одноклассников…

В этом году Владимир и Елена Тумановы отметят жемчужную свадьбу — тридцатилетие совместной жизни. Владимир работает инженером на кожевенном заводе. И, конечно, во всем помогает по работе супруге.
Вполне естественно, что и сын Иван окончил эту же школу, после окончания которой поступил в Тверскую сельхозакадемию. Обучался на инженерном факультете на кафедре технологических и транспортных машин и комплексов. Академию окончил с красным дипломом. Позже окончил аспирантуру, получив специальность «Педагог-исследователь». Имя Ивана Туманова занесено в книгу лучших выпускников Тверской области.

Молодой человек с детства увлекался техникой, собрав большую коллекцию ретромотоциклов. Покупает старые советские мотоциклы, ремонтирует, красит. Плодами своего труда охотно делится с жителями и гостями округа. Ретротехнику можно увидеть на праздновании Дня города.

Семья Тумановых любит активный отдых. Отдыхать умеют, но, чтобы отдых получился полноценным, из города надо уезжать, так как рабочие телефонные звонки не умолкают даже в отпускное время.
Отдыхая в Крыму, объехали весь полуостров, покорили не одну гору, изучили не одну пещеру, посетили множество исторических мест.
И снова возвращаемся к работе.

— Мои дети — замечательные, открытые, добрые. Делятся проблемами, переживаниями, рассказывают про первую любовь. Любят обняться. И чтобы их обязательно пожалели. А как трогательно объясняются в любви учителю! «Елена Вячеславовна, я вас так люблю!» А ещё любят петь и поют, кстати, хорошо. Из пятого и девятого классов бывшие ученики приходят за поддержкой, тёплым словом и просто обнять учителя, — делится сокровенным педагог.

С родителями учеников всегда везло. Поддерживали и поддерживают учителя во всех начинаниях, помогают реализовывать задуманное, в общем, совместными усилиями помогают подрастающему поколению увлечённо изучать предметы и с удовольствием принимать участие во внешкольных мероприятиях.

Как-то на юбилейный день рождения устроили педагогу сюрприз — пригласили с поздравлениями в школу аниматоров. Уже и детки выросли, а родители до сих пор звонят. Бабушка одного из учеников после разговора поблагодарила, сказав: «Я как с психологом поговорила».

— С детьми надо как со взрослыми разговаривать, серьёзно относиться к тому, о чём рассказывают. Иногда так наивно излагают про любовь, что смех берёт. Но виду не подаю, стараюсь проникнуться переживаниями подопечных. Для них это важно.

После того, как выпускаю детей, думаю, как приму новых, какими они будут, такие ли хорошие, как предыдущие? Но практически сразу тревога уходит, ведь дети — всегда хорошие, надо лишь развивать положительные качества, поддерживая в ребёнке доброту, сознательность, неравнодушие, сердечность, — говорит Елена Вячеславовна.

В сентябре исполнится 33 года преподавательской деятельности. И вот уже двое бывших первоклашек из первого набора привели к первой учительнице своих детей.

Педагог много лет была помощником начальника штаба по проведению ЕГЭ, теперь она — в составе государственной экзаменационной комиссии.

Елена Вячеславовна стала примером для своей племянницы. Света учится в десятом классе и после школы мечтает стать учителем. Уже сейчас она активно вникает в преподавательскую среду — в День школьного самоуправления ей доверяют проводить уроки, подменяя учителей.

В какой-то момент возвращаемся в школьные годы педагога.
В школе обожала русский язык и литературу, любовь к которым привила Наталья Александровна Северова.

С удовольствием участвовала в традиционных Днях театра. В спектакле по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» проникновенно сыграла Соню Гурвич. Владимир играл Павла Корчагина, харизматично воплотил на школьной сцене и образ Тихона — героя пьесы А.Н. Островского «Гроза».

— В старшем звене классным руководителем у меня была Валентина Александровна Терёшина. Она стала идейным вдохновителем литературно-музыкальных вечеров. Помню, заканчивались занятия, мы по домам расходимся, а ближе к вечеру — снова в школу. Вечера были насыщенными — кто-то пел, кто-то играл на гитаре, читали стихи, ставили сценки. Общение проходило в уютной обстановке при свечах.
Когда рассказываю ученикам, как всем классом ездили в колхоз «на картошку» — с песнями в автобусе, с нехитрыми перекусами на свежем воздухе и, казалось бы, обычным, но в то же время вкуснейшим чаем из термоса, те слушают, раскрыв рот.

Разумеется, за десятилетия изменился и сам мир, и дети в нём. Но и сейчас, как преподавательская деятельность, так и внешкольная работа с детьми такая же интересная, насыщенная, увлекательная. Маленькие дети податливы, впитывают всё, что им говорит учитель.
Например, возникла необходимость в очередной раз поговорить с ребятами о дружбе. И после недолгой беседы вдруг кто-то скажет: «Да, неправильно я поступил, пойду мириться». Результат общения с учениками налицо!

И если не все способны достичь высот в учёбе, то положительные качества характера, такие как взаимовыручка, взаимопонимание и поддержка, развить можно у каждого.

Дети не дают стоять на месте, они заряжают меня энергией. Может, поэтому и не ощущается возраст. С ними будешь вечно молодой. А иначе нельзя. Надо самой гореть, чтобы зажигать детские сердца. Молодеешь с каждым новым набором первоклассников.

Получилось так, что сын попал ко мне в класс, и я не стала отдавать его другому учителю, как это делают многие мамы-учителя, чтобы не быть необъективными по отношению к своему чаду. Я же, наоборот, оставила Ивана в своём классе и не пожалела. Это дало мне возможность взглянуть на ситуацию под другим углом, как со стороны учителя, так и со стороны мамы. За то время, что учила сына, в себе многое поменяла, на многие вещи взглянула по-другому.

Для меня ученики стали своеобразным вектором, согласно которому и следую по выбранному пути, — подытоживает Елена Вячеславовна.

Ирина ТИНУС
Фото из архива семьи Тумановых

Добавить комментарий