Несколько десятилетий назад Осташков стал по-настоящему родным для Валентины Михайловны Фроловой.

Родина же её — станция Баталино Фировского района. В 1968 году окончила Старицкое педагогическое училище, получив направление не работу в деревню Климова Гора Осташковского района. С того года и началась педагогическая история нашей героини.

В деревенской школе вела уроки математики, музыки, физкультуры. Позже работала в Баталинском туберкулёзном санатории учителем математики. В 1972 году случился новый поворот в жизни учителя. Вышла замуж и с супругом переехали в Осташков.

Здесь началась новая глава жизни. Валентина Михайловна пришла в восьмилетнюю школу №2 старшей пионервожатой. Годы пионерской работы — отдельная история.

В пионерской комнате всегда было суетно, весело и шумно. Активно велась внеурочная деятельность, рождались идеи по организации пионерских сборов, созыву Совета пионерской дружины, которая носила имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной, сообща решали, как разнообразить жизнь пионеров. В то время пионерская дружина школы была одной из лучших в городе.

Старшей пионервожатой не сиделось на месте, а потому и воспитательная работа в школе кипела и бурлила. Сборы, походы, спортивные соревнования, художественная самодеятельность, патриотическая работа — всего этого хватало с лихвой.

Интересно проходила военно-патриотическая игра «Зарница», которую с полосой препятствий, наступлением проводили на Кличене. Солдаты из воинской части, располагавшейся в то время на территории города, учили ребят собирать и разбирать автомат Калашникова, надевать противогаз.

В день освобождения Осташковского района от немецко-фашистских захватчиков ученики с педагогами участвовали в марш-броске, от школы до Хитино шли пешим строем.

Много проводилось тимуровской работы — чистили снег, помогали пожилым людям в огороде, складывали дрова, наводили порядок в доме. Пользу природе, да и самим ребятам приносила работа зелёного и голубого патруля. В школе проводили соревнования юных пожарных, сборы, посвящённые пионерам-героям. Ребята и девчата с удовольствием участвовали в конкурсах «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!». В рамках работы по патриотическому воспитанию неоднократно посещали музей имени Лизы Чайкиной в Пено. И во всех мероприятиях и событиях, проводимых в школе, Валентина Михайловна принимала непосредственное и самое активное участие.
Летом педагоги школы работали в лагере «Дружный», а это — походы, экскурсии, конкурсы и соревнования. Отдыхать на Кличен отряды шли стройными рядами с горном и барабаном и каждый отряд — со своим флажком.

Пришло время, когда, заменив коллегу, вышедшую на заслуженный отдых, Валентина Михайловна стала учителем начальных классов. Добросовестно и творчески подходила к каждому уроку. Своей целью видела не только обучение юного поколения, но и воспитание в каждом человеческих качеств.

На своих уроках использовала много наглядных пособий, которые делала сама и с помощью родителей. Интересными и увлекательными были уроки-путешествия или те, на которые заглядывали сказочные герои. В то время не было компьютеров и безграничных возможностей интернета, поэтому педагоги сами подбирали методическую литературу, проявляя творчество и изобретательность.

Девиз большинства педагогов восьмилетней школы: «Идти на работу, как на праздник!» помогал им достойно выполнять свой долг по воспитанию и обучению юных осташей. Сколько их, не считаясь с личным временем, занималось после уроков с учениками, которые не сразу понимали материал! И ни о каких деньгах за дополнительные занятия речи не было.

С ребятами и родителями проводила вечера отдыха, спортивные соревнования, конкурсы и, конечно, вкусные чаепития. Старалась привлечь каждого ребёнка, даже если он был не слишком активным или же был застенчивым.

Валентина Михайловна серьёзно подходила к проведению родительских собраний, на которых, помимо бесед с родителями, читала лекции, организовывала выставки творческих работ учеников, концертные номера с участием своих подопечных.

Работая учителем начальных классов, окончила Тверской государственный университет.

В 1980 году её пригласили на работу в горком партии, где, проработав инструктором шесть лет, поняла, что хочет вернуться в школу к любимым ученикам. И вернулась.

Важным моментом в жизни педагога стало изучение родного края. Рассказывая ученикам о красоте и хрупкости растительного и животного мира, об уникальной городской архитектуре, прививала детям любовь к родным местам и природе.

Однажды, во время экскурсии по Кличену, ребята нашли мёртвую птичку. Многие расстроились от увиденного. И дети предложили похоронить пернатое. С помощью подручных средств выкопали ямку и положили в неё птичку.

И пусть этот факт покажется кому-то мелким и не заслуживающим внимания, а учитель посчитал, что и этот поступок станет ещё одним кирпичиком в фундаменте доброты, которой старалась научить ребят. Из маленьких неравнодушных поступков и вырастает большое доброе человеческое качество.

Как-то окончание четвёртого класса учитель решил отметить с ребятами двухдневным походом, но школьная инструкция не позволяла выходить с детьми в походы с ночёвкой. И тогда директор школы Зоя Васильевна Опарова, взяв на себя ответственность, написала приказ, в котором разрешила пойти в поход, который запомнился ребятам на всю жизнь.

За два дня ребята и девчата набрались столько впечатлений, что хватило на долгое время. Научились ставить палатки в лесу, хотя о ночлеге учитель договорился с директором начальной школы на Соколе, решив не подвергать испытаниям малышей в ночное время.

С тем, что проходили на уроках природоведения в теории, ближе познакомились в походе. Сколько было восторга у девочек, когда увидели крупную росинку, сверкающую бриллиантом на бархатной подложке листа мать-и-мачехи.

Мальчишкам было не до красоты. Они с интересом изучали муравейник. И учитель не преминул, не отходя от муравейника, рассказать о пользе, которую приносят природе эти крохотные насекомые. Ребята воочию увидели, как муравей тащит на себе груз гораздо больше себя самого.

У костра пели песни, рассказывали истории, жарили хлеб, любовались озером.

Доброе сердце, уважительное отношение к коллегам позволили ей сохранить тёплые отношения с педагогами восьмилетки.

— Мы, коллеги, дружили семьями. С детьми ходили на Кличен кататься с горок, отдыхали на турбазе «Сокол», вместе отмечали праздники. Муж Валентины Михайловны Владимир Ильич участвовал вместе с нами в конкурсах художественной самодеятельности, которые проходили между школами.

Наша Зоя Васильевна и Владимир были активными, заряжающими всех энергией, запевалами. Первый раз Валентина Михайловна пригласила нас в свою квартиру на новоселье. И так повелось, что День Победы мы много лет праздновали в этой семье.

Разговор начинался о Победе, о воевавших родственниках и земляках, о тех, кто не вернулся с войны, потом говорили о детях и о школе. Хотя первоначально все обещали, что о работе — ни слова.

А потом мы много пели под аккомпанемент Володи. И только в этом доме звучал «Селигерский вальс». Обязательно просили гостеприим-
ных хозяев исполнить любимую всеми песню «Колокола». И расплывалось по дому: «А ты опять сегодня не пришла…». Много лет прошло с той поры. А память по-прежнему хранит эти замечательные моменты, — говорит завуч восьмилетней школы Нина Михайловна Соловьёва.

— Я познакомилась с Валентиной Михайловной, когда пришла работать в школу, — рассказывает коллега нашей героини по восьмилетней школе, учитель начальных классов Анна Фёдоровна Белова. — А поскольку и жили по соседству, то быстро сблизились. Вместе ходили на работу, вместе возвращались домой. По дороге много разговаривали о школьных делах, о семейных проблемах, о жизни города и страны. В таких беседах человек раскрывает душу, и мы поняли, что на многие проблемы смотрим и реагируем одинаково.

Валентина Михайловна всегда с душой относилась к работе. Мы часто делились педагогическими новинками, приёмами разных методик. Однажды судьба привела Валентину Михайловну в школу женского монастыря. И там сказался её высокий профессиональный уровень, её доброе отношение к детям. Но понадобилась помощь в воспитании внуков и она, не раздумывая, сменила привычный уклад жизни и даже место жительства, чтобы быть полезной семье.

Но где бы ни работала и жила, она не забывает дружный коллектив восьмилетней школы. Всегда позвонит, поздравит коллег с праздниками, а когда приезжает в Осташков, соберёт в своём доме друзей и коллег, напечёт пирогов и за чашкой чая мы вспоминаем работу и дружбу, пронесённую сквозь годы.

— Коллеги и ученики ценили педагога не только за высокий профессионализм, но и замечательные человеческие качества: душевную щедрость, отзывчивость, справедливость, умение поддержать и дать умный совет, — делится воспоминаниями учитель начальных классов Людмила Константиновна Мочанова.

— По жизни — надёжный товарищ, умеет хранить тайны, всегда поддержит, поможет словом и делом. Оптимист по натуре, она заряжает энергией окружающих. Её не сломили жизненные трудности, её сердце по-прежнему — большое и доброе, — отзывается о Валентине Михайловне Анна Александровна Мельникова.

Следуя формуле «Радуйтесь жизни, заряжайтесь оптимизмом, смотрите на жизнь позитивно!» Валентина Михайловна, как педагог, дала успешный старт новым начинаниям своих учеников, не только научив их школьным наукам, но и на деле доказав, что жизнь — прекрасна и удивительна, посвящая внеурочной деятельности много времени и вовлекая в неё детей.

Как заботливая мать, достойно воспитала сына Игоря, дочь Екатерину. Дети подарили маме четверых внуков. И вот уже правнучка радует прабабушку.

В семейном архиве хранятся почётные грамоты городского отдела образования, областного Министерства образования и Министерства образования РФ за добросовестный труд и преданность профессии.

Сегодня замечательная женщина отмечает юбилей. Коллеги по основной школе поздравляют её с этой прекрасной датой:
Уважаемая Валентина Михайловна! В этот чудесный день примите от нас самые тёплые пожелания:

Здоровья вам, добра и оптимизма
Удачи и счастливых дней!
Пусть будет всё благополучно в жизни
У вас, у ваших близких и друзей.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий