— такой жизненный девиз Лидии Владимировны Озимковой

Домашний телефон теперь редкость; практически все перешли на мобильные. Но в этот день именно по стационарному будет больше звонков, потому что его помнит не одно поколение выпускников Лидии Владимировны Озимковой. А преподаватель спецдисциплин Осташковского финансового техникума/колледжа с полувековым стажем как раз сегодня отмечает юбилей.

Язык и «окраина Москвы»

Нечасто бывает, что детская мечта о будущей профессии претворяется в жизнь. Грезящие о карьере летчиков-испытателей и модельеров чаще всего становятся менеджерами, инженерами, бухгалтерами. А порой судьба повернется так, что впору сказать: «Надо же, ведь я об этом и мечтал когда-то давно!». На таком повороте Лидию поджидала Римма Сергеевна Карапетян, и вскоре бывшая выпускница финансового техникума стала преподавателем.

— А ведь я в юности хотела стать учителем иностранных языков или переводчиком, — вспоминает Лидия Владимировна. – Любила немецкий, обожала своих учительниц; этническую немку Анну Стаховну сменила дама, прошедшая войну переводчицей. Я была восхищена ее стилем, умением держать себя, быть требовательной и справедливой. Поэтому после окончания школы из родного Владимира поехала поступать в институт в Иваново, где была соответствующая специальность. Сдав на отлично первый экзамен, мы с подругой услышали честный совет: шансов нет, набор скомплектован из демобилизованных армейцев – шел 1956 год.

Что делать? Год потерян, отец устроил в сберкассу. И мне понравилась эта работа! Когда объявили, что будет целевой набор для подготовки специалистов для сберкасс в Осташковском техникуме, на семейном совете приняли решение о моем поступлении. Вот только где находится Осташков, никто из семьи не знал. «Да это недалеко от Москвы!» — сказала родственница, и мы с девушкой-коллегой пустились в путь. Надо ли описывать наши эмоции, когда поезд все шел и шел, а конец путешествию все не наступал?! Да и сам город, отдаленный от станции на пару километров, не впечатлил. Денег хватило только на обратную дорогу, и пока шли вступительные экзамены, мы питались хлебушком, тайно взятым со столов в столовой. Но не клянчить же у родителей!

Экзамены сданы, о зачислении сразу сообщили. И так я стала студенткой Осташковского финансового техникума по специальности «Сберегательное дело». Окончив который с отличием, вернулась в родной Владимир, была зачислена в штат центральной сберкассы и даже вскоре возглавила сберкассу первого класса.

Но тут вмешалась любовь. «Гаечкин» и «растратчица»

— Знаете, что студентов трех осташковских техникумов – механического, финансового и ветеринарного – называли «гаечники», «растратчицы» и «коновалы»? Так вот, за время учебы мы подружились с учащимся механического Валерием Озимковым. Одновременно получили дипломы, уехали по направлению: я домой, он – в Кемеровскую область, а оттуда в армию, на Урал. Писал каждый день! А потом, приехав в отпуск во Владимир, был настойчив в предложении руки и сердца. И мы расписались.

Перипетии молодой семьи Озимковых полны романтики и драматизма. Пробовали жить во Владимире, затем поехали в Кемеровскую область. «Работу предоставили, а вот жилья на комбинате не было, — вспоминает Лидия Владимировна. – Начальник проектного отдела, куда и меня устроили, попросил помочь руководителя городского финотдела. И тот, после непродолжительной беседы с нами, привез ключи от однокомнатной квартиры! Правда, в этой новостройке были холодные, как лед, батареи, волосы примерзали к ним за ночь; топливо для кухонной плиты приходилось добывать на соседних стройках».

Но не эти житейские трудности побудили Озимковых уехать из Сибири, а рекомендации врача ожидающей первенца Лидии: уж очень неблагоприятная экологическая обстановка. Снова во Владимир, а потом – на родину Валерия в Осташков: родственник необоснованно (как оказалось впоследствии) обнадежил получением жилья. Но тогда еще была надежда. Отец молодого семейства устроился на кожевенный завод, туда же оформляла документы и Лидия Владимировна.

В этот момент на узкой дорожке и повстречалась ей завуч финтехникума Римма Сергеевна: «Гвоздева, а вы что тут делаете?» и, услышав ответ о кожзаводе, сказала: «Ничего подобного! Вы будете преподавать в техникуме!».

Об этом я мечтала…

— В техникуме открывалась новая специальность «Государственное страхование». Вот мне и предстояло освоить сразу две профессии: преподавателя спецдисциплин и работника Госстраха. Притом, что не было ни учебников, ни методических разработок. Пришлось добывать самой: связывалась с родственными техникумами, изучала систему страхования, тонкости практической работы. Не пропускала семинары специалистов, проводимые в областном управлении. Добрым словом вспоминаю Маргариту Александровну Шиганову, которая возглавляла эту структуру.

Но главным было – каждый день открывать двери в аудиторию, видеть глаза учащихся, знать, что донести и что спросить с них. За пять десятилетий были разные сюжеты. В том числе и конфликты; помню, в первые годы моей преподавательской деятельности пришлось с группой идти на компромисс. Очень помогали старшие коллеги: та же Римма Сергеевна, Роза Герасимовна Куприянова, Елизавета Васильевна Шинакова, Александра Михайловна Сизова. С более молодым поколением преподавателей было и профессиональное, и творческое сотрудничество.

Свою профессию я полюбила с первого дня и считаю себя счастливым человеком. Так сбылась моя юношеская мечта – стать учителем.

Вскоре я поступила на заочное отделение Ленинградского финансово-экономического института имени Вознесенского. Маленькая деталь. Три первых курса изучался иностранный язык. Однажды преподаватель принесла тексты, написанный готическим шрифтом и предложила прочитать их. Мне без проблем это удалось: сказались школьные уроки немецкого … И мне сразу вывели отлично за все семестры! Всегда повторяю: любой навык, знание, умение может пригодиться!

СТРАХ и стиль

— Лидия Владимировна, в годы моего студенчества считалось, что учиться в госстраховской группе не очень престижно – ведь это не в конторе сидеть, а по домам ходить, уговаривать…

— Может быть, кто-то сначала и шел на специальность с небольшой охотой, потому что мало о ней знал (как, впрочем, и о других специальностях). Но учились, как правило, охотно, а впоследствии достигали высот в профессии, делали карьеру. Или, наоборот, предпочитали оставаться агентами: все зависело от склада характера. В любом случае, это направление предполагает тесные контакты со страхователями – физическими и юридическими лицами. А значит, кроме специфических знаний, нужно обладать хорошей коммуникабельностью, иметь достойный внешний вид.

— Наверняка, вы учили своих питомцев и этому?

— Конечно! Прежде всего, своим поведением, стилем в одежде. Даже старалась продумывать образ (костюм, украшения) для очередной темы занятий.

Об этом надо сказать особо. Лидия Владимировна Озимкова – образец стиля. Её наряд всегда безупречен! Сочетание строгости и женственности, ухоженность, несомненный вкус в выборе украшений, легкий макияж и маникюр. Сегодня, в канун своего почтенного юбилея, она встречала меня в платье цвета пыльной розы и, конечно, с бантом!

Леди Лидия и её джентльмены

Чем еще известная Лидия Владимировна Озимкова? Кто-то вспомнит, что некоторое время она была директором техникума. В самые непростые времена, в начале 90-х, когда все сыпалось и рушилось.

— Тяготили не столько административно-управленческие и учебно-воспитательные функции, сколько хозяйственные. Помню, переводили на центральное отопление дом, состоящий на балансе. Пришла ночью, абсолютно без сил и уснула прямо в прихожей. И приняла решение оставить должность. Коллеги меня поняли. Хватило на два с половиной года.

Но нет, не этим она знаменита, во всяком случае, среди выпускников техникума/колледжа. А тем, что в течение многих лет, один раз в год, а именно в канун 8 марта, она выходила на сцену — единственное и первое лицо женского рода. И начиналось … шоу джентльменов! Да, в программе были задействованы только мужчины – преподаватели и учащиеся. Что они только не вытворяли: сценки, песни, балет, хоровод! На вечер приходили жители окрестных домов, в зале было яблоку негде упасть.

— Каждый раз программа составлялась заново, вливались новые артисты. Интрига сохранялась до последней минуты! Выступление на сцене и режиссура была второй осуществленной детской мечтой: я с малых лет уверенно чувствовала себя на сцене. В годы войны в эвакуации по соседству жили артисты балетной труппы, и они со мной, ребенком из детского сада, занимались танцами. Мама водила на занятия в заводской клуб.

В техникуме вместе с завбиблиотекой Натальей Петровной Семеновой ставили спектакли, даже выезжали с их показом в воинскую часть, в сельские клубы. Мне это доставляло большое удовольствие.

«Шоу Лидии» продолжалось вплоть до закрытия колледжа

Об этом писать непросто, да и написано уже много. Поражает неразумность действий тех, кто принимал решение о ликвидации известного своей качественной подготовкой специалистов учебного заведения. И медлительность в определении дальнейшей судьбы зданий колледжа. А мы с моей собеседницей вспоминаем имена, этапы, сюжеты в славной истории.

Место прекрасному

Место прекрасному есть всегда. Часто не хватает желания и времени его увидеть и оценить по достоинству. Культура, литература, искусство всегда были в жизни Лидии Владимировны, а потом, после завершения преподавательской деятельности в связи с закрытием колледжа, это стало утешением и новым смыслом.

— Сначала меня пригласили поработать в художественный салон «Обретение». А через три года перешла в салон «Воскресение», где работала с большим удовольствием. Так много в Осташкове творческих людей! Находила с ними общий язык, было интересно общаться. И посетители открыли для себя это место, чаще всего уходили с покупками. Очень надеюсь, что обновленный салон «Обретение» предоставит больше возможности для наших художников, мастеров и рукодельниц.

Лидия Владимировна показала мне свое творчество. Сейчас она вышивает рушник. Тонкая, кропотливая работа!

…С утра позвонил внук, уже носящий капитанские погоны. Спросил про здоровье, отчитался о самочувствии своего новорожденного сына Даниила. В обед раздался звонок от дочери. Звонили невестки. Нет, еще не затянулась рана от раннего ухода из жизни сына Андрея – успешного предпринимателя, лидера сообщества. Да и супруг Валерий Павлович тоже поспешил оставить её вдовой.

Но жизнь продолжается! Есть забота о близких, книги, рукоделие. И самое главное – есть ощущение того, что прожитые годы были посвящены любимому делу, стремлению привнести что-то полезное в жизнь окружающих – родных, воспитанников, коллег. С юбилеем вас, Лидия Владимировна! Вы по-прежнему даете нам пример элегантности, здравомыслия, целеустремленности.

Наталья Николаева
Фото автора и из архива Л.В. Озимковой

Добавить комментарий