Осташков – город рыбаков. По легенде основателями нашего города были два рыбака Евстафий по прозвищу Осташко (в переводе со старославянского «постоянный») и его друг Тимофей. И если считать с 1371 года — первого письменного упоминания о предшественнике города Осташков Кличене–городке, то на берегах Селигера рыбной ловлей занимаются как минимум 651 год.

Как видно из русских летописей и народных преданий, рыбные богатства Селигера были признаны давно: «На Руси еще не было царей, а были великие князья, — говорят крестьяне, — а мы уже плели сети». (И.М. Красноперов, 1829 г.).

В начале XVIII века район Верхней Волги привлек внимание Петра I. В 1711 году при нем был поднят вопрос о соединении Селигера с рекой Полой и озером Ильмень. Основное внимание в этот период уделялось вопросам улучшения судоходства.

Однако, к этому времени Селигер превращается по существу в центр рыболовного промысла России, а значение промыслов Осташкова вышло не только за рамки озера Селигер, но и далеко за пределы России. Осташковские сети и сетные орудия, невода, керамическая оснастка к ним, лодки, рыбацкие сапоги «осташи», кожаные рыбацкие фартуки, а в последствии и знаменитая юфть, рыбацкая кожа не имели себе равных на внутреннем и внешнем рынках России и с большой охотой покупались в Новгороде, Пскове, на Волге и Каспии, в Сибири, на всем побережье Балтики, в Швеции, Норвегии, Канаде, Англии и даже Индии.

В 1724 году король Швеции изъявил русскому послу графу Бестужеву желание иметь на своей службе двух русских рыбаков, на что последовало специальное постановление Российской коллегии иностранных дел 10 февраля того же года о выборе в Осташковской слободе двух или трех рыбаков искусных и о пересылке их с принадлежностями для отправления в Стокгольм.

Одним из способов и орудий лова на озере Селигер, известным с глубочайшей древности, являются закрытые сетные ловушки. Уже в XIII- XIVвеках селигерские рыбаки ходили в Новгород «озеро бити», то есть ставить заколы и мережи, а в более позднее время вывязывали мережи на продажу.

На ранних этапах развития этого вида лова селигерские закрытые ловушки применялись параллельно с открытыми «заборками» и в XVI–XVIIвеках вместе с сетями заняли доминирующее положение.

В журнале «Русское богатства» №6 от июня 1894 года в свет выходит статья Красноперова «Промыслы Осташей», в которой говорится: «От седой старины до сих пор сохранились два промысла: вязание рыболовных сетей и рыболовство. В старые годы все осташковские озера находились в пользовании крестьян. В писцовых книгах Деревской Пятины говорится, что в великокняжеской волости Стерж 260 крестьянских семей пользовались за известный оброк князю 14 озерами и 14 тонями в озере Селигер. Озеро Селигер до 1780 года сдавалось крестьянам в оброчное содержание за 300 руб., но с начала XIX столетия Осташковская городская дума стала сдавать его в оброчное содержание с торговым преимуществом.

В древности рыболовные артели составляли особые братства, посвященные какому-либо место чтимому святому; пережитки этих братств сохранились в названиях членов артели братами. Рыболовные братства имели прежде всего несколько неводов, так как в состав их входила не одна только деревня, а нередко одно рыболовное братство составляло в совокупности несколько деревень.

Чтобы не связывать себя никакими обязательствами по отношению к купцам относительно покупки пеньки и других материалов для изготовления сетей, община сама засевала на своем наделе коноплю и после уборки и обработки ее обязывала каждого из своих членов связать от 50 до 70 сажень сети, для этой цели выдавалось каждому от 1,5 до 2 пудов пеньки. Веревки к сетям покупались отдельно.

Внутренние распорядки рыболовных артелей и сам процесс рыбной ловли во всех самостоятельных артелях носили архаический характер. Перед началом рыбной ловли артель, состоящая из 12 братов, выбирала из своих членов атамана или настоятеля. Обязанности атамана заключались в выборе места ловли, закладки тони и указания места и времени вытаскивания невода. Процедура выбора атамана происходила перед кашей – обедом. Каша покрывалась кормой (сетью), и тут браты выбирали из своей среды выкрикиванием имени атамана. Избранный снимает корму, после чего все садятся за кашу. На кашу покупали ведро или два водки и гуляли три дня. Например, в Кравотынской общине-артели находились 6 деревень с шестью неводами, начальный момент ловли отмечали в праздничный день после обеда. Бросали шесть жеребьев на шесть неводов с разными метками, обозначающими порядковый номер тони: первая, вторая, третья тоня и т.д. Лучшими тонями считаются только первые три. Кому по жребию они достались, те и покупали четверть ведра водки и селедку для угощения братов.

Позже к обеду, пекли пироги с самой крупной рыбой — судаком, лещом в ржаном тесте. Пироги получались большие. На обеде присутствовало 16-20 рыбаков артели. Во всю избу устанавливались столы. Кроме самих рыбаков за столами не разрешалось никому сидеть, даже членам семьи — женам и детям. На обеде присутствовали женщины, которые пекли пироги, но и то их роль заключалась только в подаче пирогов на стол. В пирогах раскрывали верхние корки, резали рыбу на дольки. На столе стояла водка. Первая чарка подносилась ледоколам, их бывает обычно два, они делают проруби, а потом чарка идет вкруговую. Все выпивали и закусывали. Выпивали изрядно, по-рыбацки, но примечательно, что среди рыбаков и крепко выпивших ссор никогда не было.

Есть и еще некоторые другие рыбацкие традиции. Например, когда закладывали тоню и крылья невода уходили в прорубь, то при опускании в прорубь кормы, туда клали небольшую кромку хлеба для счастливого лова рыбы.

В летний период также необходимо было знать время лова рыбы, а также влияние погоды, какую породу рыбы, в какое время дня и ночи или на заре нужно ловить.

После ловли рыба не делилась поровну тотчас же между членами артели, а отправлялась на продажу в Осташков или Селижарово в сыром или сушенном виде. Продавцами бывали те же браты, которые по очереди по два человека ездили с рыбой на базар. Деньги хранились у атамана, который затем распределял их поровну между всеми артельщиками.

Существовал замечательный обычай – допускать к лодкам или неводам деревенскую голытьбу брать себе рыбы, сколько надо для дневного пропитания.

Продрогшие и измокшие с ног до головы рыболовы по выходу на берег ежедневно выпивали по стакану водки.

Орудия лова на протяжении сотен лет не изменялись. Все невода, большие и малые, одинки, мережи всех видов вырабатывались из пеньки, некручёной в нитку, сети ботальные и ставные — из льняной нитки.

Все орудия лова подразделяются на два вида: первый — орудия активного вида: сюда относятся те орудия лова, которые при их применении находятся в движении, рыбаки их забрасывают и тянут, сюда относятся все невода от больших зимних до одинок включительно, второй – орудия пассивного вида: ставные сети – редухиуклейные, ершовые, мережи всех типов, в том числе и закольные.

Выработка сетематериалов производилась местными крестьянами прибрежных деревень со времени возникновения рыбного промысла в отдаленные времена. Сети вязали кустарным способом вручную всем семейством — от детей 7-летнего возраста до стариков преклонных лет. Это ремесло было исторически народным.

Для большого зимнего невода и его комплектования требуется много сетных изделий разного ассортимента. Название этих изделий в литературе не встречаются и, следовательно, являются результатом местного творчества народа. Например, плаха в 500 ячей по ширине размер ячеи 5-14 мм; испод в 300 ячей; глобот верхний, исподний, узговой; сучек верхний и исподний; клин; горловая полоска.

Большие невода применялись на плесах озера Селигер во время зимней путины днем и ночью. В зависимости от размера невода артель составляла от 16 до 20 человек.

Снетковые одинки (мутники) используются весной во время нереста снетка, на песчаных местах.

Ершовые одинки небольшие по размерам, лов ими производят два рыбака в одной лодке на плесах.

Мережи бывают разной величины и размера ячеи.
Сетных орудий лова насчитывается несколько видов.
Летние невода размером значительно меньше, зимних. Артель рыбаков для летнего невода состоит из 4-8 человек.

Интересен говор рыбаков.
Шашовка – снасть для зимнего траления.
Шашило — рыболовная снасть.
Жередь – жердь.
Вымбовка – жердь в лебедке (деревянная бочка с механизмом).
Мушкель – молоток (деревянная киянка) для сбивания наледи и льда с сетей в узлах.
Пешень – пешня (индивидуально орудие труда, если кто-то брал пешень без разрешения, то по обычаю рыбак оставался очень недовольным).
Кошевщики – деревенская голытьба.
В советские годы были образованы рыболовные колхозы. До войны в них насчитывалось 2000 человек. Атаман (настоятель) стал называться бригадиром.

Женщины стали заниматься рыболовством в годы Великой Отечественной войны. Их должность называлась «рыбачка».

Традиционный праздник рыбака празднуется в последнее воскресенье июля. В настоящее время праздник с сохранением традиций празднуется в деревнях Заплавье и Забудье, которые из покон веков славились селигерскими рыбаками и где еще живут славные рыбаки.

Т.А. Миронова, старший научный сотрудник Осташковского краеведческого музея
Иллюстрация Бориса Шаркова

Добавить комментарий