«Несмотря на прогноз,
живи так, будто наступила весна»
Лили Пулитцер

В прошлом номере мы представили победителей муниципального этапа конкурсов профессионального мастерства «Учитель года-2024» и «Воспитатель года-2024». В одном из туров участники конкурса должны были представить эссе на тему «Я — педагог». Работа победительницы конкурса «Учитель года-2024», представителя династии педагогов, чуткого классного руководителя и многодетной мамы Елизаветы Горбенко нас особенно впечатлила. Как и обещали, публикуем это трогательное эссе без сокращений.

До весны осталось всего два понедельника, куда на этот раз отправимся? В поход или на экскурсию? Однако на носу конец второго триместра, закончим, а там и о путешествии можно подумать. У нас с ребятами договорённость — достойно пишем контрольную работу и дружно выбираем интересный маршрут для путешествия. С надеждой открываю первую тетрадь:

— Отлично, Кирилл! Сколько мы с тобой бились над теоремой, справился, молодчина! — привычка «разговаривать» с учениками вполголоса, проверяя вечером тетради, досталась мне, вероятно, от мамы — учителя математики.

— Эх, Ванечка, формулу-то ты выучил, а вот применять пока не научился…

Отложив тетради, вглядываюсь в февральскую метель за окном, и она кружит меня в вихре воспоминаний…

— Я сегодня весна, приходи, приходи.

Впереди меня лето, впереди меня осень,
А зима позади…, — мама, нежно мурлыкая хит Людмилы Сенчиной, перекладывает очередную проверенную тетрадь по математике в аккуратную стопочку. С песней мама не расставалась ни на миг, утверждая, что «всё можно пережить, если подобрать нужную песню».

— А ты и на алгебре в школе поёшь? — хитро улыбаясь, спрашиваю маму.

— Нет, чаще на геометрии.

— О чём?!

— О любви, о чём же ещё? «Нарушен закон геометрии строгой — мой путь пересёкся с твоею дорогой…», – мама театрально кладёт руку на сердце и тоже улыбается. Она была уверена, что учитель должен быть разносторонней личностью с особым чувством юмора.

— «Математика и музыка — родные сёстры», так ещё Пифагор говорил, — сказала мама, закрывая последнюю проверенную тетрадь. — Я свой выбор в жизни сделала. А ты в чём видишь своё призвание, уже определилась?

— Я-то определилась, но вот знакомые отговаривают от профессии учителя, ты, наверно, тоже не хочешь, чтобы я поступала в педагогический?

— Как же, Лизавета, я отсоветую тебе туда поступать, если я сама люблю свою работу?

В течение шести поколений в нашей семье чередуются два женских имени — Лена и Лиза. Мама — Елена Владимировна — назвала меня Елизаветой, «Лизаветой», как она любила говорить. Моя дочь Леночка пока назвала Лизой только свою любимую куклу — свою первую ученицу…

Работа учителем — это у нас семейное. Мама — педагог, отец тоже преподавал в электромеханическом техникуме, дядя — директор музыкальной школы. Я пошла по стопам матери и стала учителем математики. Моя «almamater» — педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Северная столица обещала большие перспективы. Почему вернулась домой? Птицы и те весной возвращаются на родину, на родной стороне поётся звонче и сердечнее…

И вот уже около 14 лет я работаю учителем в родном Осташкове.
Учитель, по моему мнению, прежде всего — воспитатель. А математика, как никакой другой предмет, воспитывает характер, усидчивость, упорство в достижении целей. Поэтому моя задача на уроке — создать благодатную почву для формирования этих качеств! «Лакмусовой бумажкой», говорящей мне о желании детей работать, является обычный школьный звонок на перемену.

— Ребята, урок закончен, пора расходиться! — часть детей, действительно, покидает кабинет.

— Елизавета Владимировна, но эта последняя трудная задача ещё не решена!

Вот и наша общая маленькая победа: ребята с завидным упорством ищут ответ на задание, не желая бросать работу на полпути. Творческий учитель разнообразит даже самую трудную тему каверзными вопросами с долей юмора, заставляющими, однако, учащихся хорошенько подумать. Вот и получается, что без приёмов активизации мыслительной деятельности ребенка, без связи теории с практикой современному учителю не обойтись.

— Какое число получится, если перемножить все цифры на цифровой клавиатуре телефона?

— Вы перевозите по озеру камень в небольшой лодке. Повысится или понизится уровень воды в водоёме, если бросить в него камень? — такие вопросы заставляют ребёнка думать, а в наш век цифровизации это уже немало.

mde

Одним из действенных способов понять практическую значимость математики оказалась совместная организация путешествия. Мы создали проект и «открыли» туристическую фирму!

Класс разделился на группы — одна команда расписала маршрут, подсчитала километраж и количество топлива для экскурсионного автобуса, другая — взяла на себя расчёт стоимости питания, третья — отвечала за оплату экскурсионных услуг. Сколько знаний пришлось применить! Проценты и скидки, издержки и налоги…

А когда мы отправились в путешествие именно по этому маршруту, от настоящего экскурсионного бюро, ребята себя чувствовали не туристами, а деловыми партнёрами и с увлечением расспрашивали водителя и гида о нюансах работы. Вот где нам пригодилось знание пресловутой функциональной грамотности: и финансовой, и математической, и креативного мышления!

Ещё одним слагаемым педагогического успеха я бы назвала оптимизм педагога. Вера ребёнка в свои силы, отсутствие страха перед неудачами — замечательные качества, которые сможет помочь сформировать учитель. В этом нам с учениками помогает «Летопись класса» — рукописная книга с надписью Марка Твена на первой странице: «Секрет успеха в том, чтобы начать». Здесь ребята делятся своими успехами и переживаниями, кто-то рассказывает о сложностях, кто-то пишет слова ободрения. Это своеобразный дневник, куда можно вклеить фотографию или написать поздравление. Перечитывая его, ребята видят, что неприятности не вечны, и вот уже казавшиеся скучными некогда уроки математики (это я узнала из детских анкет) заставляют задуматься о том, что в учёбе, как и в жизни, без позитивного настроя не обойтись, и положительные ответы детей на вопрос об отношении к урокам математики — лучшее тому подтверждение.

Конечно, для работы в школе одного оптимизма недостаточно. Не обойтись и без целеустремлённости, а иногда даже и самопожертвования…

Любимый отдых — на велосипеде, всей семьёй, весенний тёплый ветер в лицо, звонкий детский смех позади! Но, однажды… Падение, перелом коленной чашечки. Долгое лечение, обездвиженность, затем костыли… К счастью, восстановительный период я благополучно провела… в школе: усиленная подготовка двух 9-х классов к ОГЭ, лёгкий бег по коридорам, эстафета с документами, непринуждённое преодоление лестничных пролётов — с первого на третий и обратно, замена на старте болеющих коллег, и вот через полгода после перелома — я на приёме у врача-травматолога.

Так и запишем: «Реабилитационный период прошёл успешно», — доктор уверенно сделал запись в медицинской карте.

— И чем обезболивали? Уколами?

— Уроками, доктор, уроками…

…Я закрыла последнюю проверенную тетрадь. Но вот вопрос о секретах мастерства учителя остаётся для меня открытым по сей день. Из всех современных тенденций развития образования: гуманизации, демократизации, интеграции, стандартизации, информатизации, компьютеризации, глобализации — мне ближе и роднее те, у которых есть человеческое лицо… А значит, несмотря на прогноз погоды, «будем жить так, будто наступила весна!»

Елизавета Горбенко

Добавить комментарий